Заговоры от порезов и при кровотечении
Заговор на кровоточащую рану
Знахарь крепко сжимает указательным и большим пальцем кровоточащую рану и произносит до трех раз, отплевываясь после каждого раза в правую сторону: «Дерн, дерись, земля, крепись, а ты, кровь, у раба Божия (имярек) уймись». Или же говорит так: «На море-океане, на острове на Буяне, девица красным шелком шила; шить не стала, руда (кровь) перестала». Эти слова тоже говорят три раза, не переводя духа, иначе кровотечение может усилиться.
Феодор Никонов, священник, магистр. Очерк поверий и праздников в Воронежской губернии.
Заговор, чтобы не шла кровь из раны
При порубе или при других случаях, когда кровотечение считается
опасным, три раза наговаривают шепотом следующие слова и после каждого
раза на рану сплевывают: «Лягу, благословясь, стану, перекрестясь; выйду
из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из
чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по
мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела».
Записал заговор А. Шешенин в Кемском уезде.
Заговор от крови
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Доселева было при Агаряне-царе небо медно, земля железна и не дала плоду от себя. Как утихнулись и ужахнулись реки и ручьи, и малые источники, так бы утихнулась у раба Божия (имярек) кровь горячая и щипота, и ломота, и много пособляешь всем моим словом, как ключ небо, а замок земля. Аминь, аминь, аминь».
Записал заговор от крови помощник миссионера Батраков в с. Ухтострове, Холмогорского уезда, Архангельской губернии.
Заговор от пореза
«На море на океане, на острове на Буяне лежит бел-горюч [светящийся] камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого-то) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».
Н. Сахаров. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Народные предания о чернокнижии. СПб., 1841. Т. I.
Заговорить кровь
«Фу ты, боже мой! Ни крови, ни раны – чистая рана, ни синей опухоли. Ни ножом не секлося, ни топором, никаким инструментом, и нет у раба Божия (имярек) ни щипоты, ни ломоты, ни синей опухоли».
Доставил заговор г-н Никольский из г. Мезени. Труды этнографического отдела императорского Общества любителей естествознания, этнографии и антропологии при Московском университете. 1878. Кн. V. Вып. II.
Заговор над посеченым
Если какой-либо человек посечет что-нибудь у себя, то заговаривают кровь или щипоту: «Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят окиан-камень, на святом окиан-камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щипь унимает и кровь заговаривает у раба Божия (имярек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь».
Знахарь крепко сжимает указательным и большим пальцем кровоточащую рану и произносит до трех раз, отплевываясь после каждого раза в правую сторону: «Дерн, дерись, земля, крепись, а ты, кровь, у раба Божия (имярек) уймись». Или же говорит так: «На море-океане, на острове на Буяне, девица красным шелком шила; шить не стала, руда (кровь) перестала». Эти слова тоже говорят три раза, не переводя духа, иначе кровотечение может усилиться.
Феодор Никонов, священник, магистр. Очерк поверий и праздников в Воронежской губернии.
Заговор, чтобы не шла кровь из раны
При порубе или при других случаях, когда кровотечение считается
опасным, три раза наговаривают шепотом следующие слова и после каждого
раза на рану сплевывают: «Лягу, благословясь, стану, перекрестясь; выйду
из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из
чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по
мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела».
Записал заговор А. Шешенин в Кемском уезде.
Заговор от крови
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Доселева было при Агаряне-царе небо медно, земля железна и не дала плоду от себя. Как утихнулись и ужахнулись реки и ручьи, и малые источники, так бы утихнулась у раба Божия (имярек) кровь горячая и щипота, и ломота, и много пособляешь всем моим словом, как ключ небо, а замок земля. Аминь, аминь, аминь».
Записал заговор от крови помощник миссионера Батраков в с. Ухтострове, Холмогорского уезда, Архангельской губернии.
Заговор от пореза
«На море на океане, на острове на Буяне лежит бел-горюч [светящийся] камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого-то) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань».
Н. Сахаров. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Народные предания о чернокнижии. СПб., 1841. Т. I.
Заговорить кровь
«Фу ты, боже мой! Ни крови, ни раны – чистая рана, ни синей опухоли. Ни ножом не секлося, ни топором, никаким инструментом, и нет у раба Божия (имярек) ни щипоты, ни ломоты, ни синей опухоли».
Доставил заговор г-н Никольский из г. Мезени. Труды этнографического отдела императорского Общества любителей естествознания, этнографии и антропологии при Московском университете. 1878. Кн. V. Вып. II.
Заговор над посеченым
Если какой-либо человек посечет что-нибудь у себя, то заговаривают кровь или щипоту: «Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят окиан-камень, на святом окиан-камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щипь унимает и кровь заговаривает у раба Божия (имярек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь».