Восприятие семейной моногамии
Миф о моногамии – это вера в то, что моногамия является нормой жизни в нашем обществе и что оно как цельный организм защищает ее. Вера в то, что большинство браков или связанных обоюдными обязательствами отношений носят моногамный характер, приводит к следующему: если один из супругов заводит роман на стороне, то другой (жена или муж) видит в том доказательство своей никчемности. Отсюда самобичевание, стыд за себя, раненая гордость и почти вселенское чувство опустошенности.
Восприятие семейной моногамии
На самом же деле моногамия не является нормой общежития, во всяком случае, по нынешним меркам. Заниженные оценки таковы: 60 процентов мужчин и 40 процентов женщин непременно вступят в связь на стороне. Эти цифры становятся еще красноречивей, когда мы возьмем общее число браков, где один из супругов неверен другому. Невозможно же представить, будто все мужчины и женщины, вступавшие в связь на стороне, по игре случая состоят в браке между собой. Если даже половина женщин, заводивших роман (или 20 процентов), замужем за мужчинами, не попавшими в те 60 процентов гулящих мужей, тогда, по крайней мере, в 80 процентах браков один из супругов заводит на стороне интрижку. Учитывая, сколь много супружеских пар на поверку нарушили данную у алтаря клятву, нелепо приписывать внебрачные связи только неудачам и недостаткам конкретных мужей и жен.
Согласно мифу о моногамии общество как единое целое стоит на страже принципа моногамии и поощряет тех, кто стремится сохранить верность любимому человеку. Новоиспеченные супруги, исходя из такой данности, рассчитывают, что третье лицо никогда не нарушит покой их семьи. Из-за этого мифа те, кому не удалось сохранить моногамные отношения, еще острее ощущают свою личную вину.
В действительности же общество лицемерит в вопросе моногамии. Некоторые действующие в нем силы на самом деле поддерживают и способствуют возникновению связей на стороне. Высказано данное утверждение мною не для того, чтобы возложить всю ответственность на общество. Также было бы недальновидно винить только незадачливых супругов. Однако, охватив широким взглядом общественный организм, в недрах коего завязываются любовные связи на стороне; нам было бы гораздо легче понять их причины, как бы ни было трудно бороться с ними.
Восприятие семейной моногамии. При рассмотрении любой проблемы в ряде других областей уже, как правило, учитывают роль общества. Мы постепенно приходим к пониманию условий, порождающих насилие, а не рассматриваем отдельные его проявления. Мы мало-помалу осознаем: приобретенные нами привычки ведут к болезням,– а не только уделяем все свое внимание проявлениям болезненного состояния. Также нам следует пристально приглядеться к тем общественным силам, что способствуют внебрачным отношениям, а не думать только о том, кто завел роман.
Нам надлежит отринуть миф о моногамии не затем, чтобы оправдать гулящих, а чтобы избавить от чувства стыда и несоответствия предъявляемым требованиям их спутников или спутниц жизни. Поскольку они скрывают свой гнев и ярость, то им в редких случаях удается полностью побороть эти чувства. В данном случае даже неважно, состоят ли они по-прежнему в браке или получили развод. Когда человек подвергается такому испытанию и если это уже произошло (или человек старается не допустить этого), то лучше всего трезвыми глазами взглянуть на действительность, а не быть рабом мифа.
Восприятие семейной моногамии
На самом же деле моногамия не является нормой общежития, во всяком случае, по нынешним меркам. Заниженные оценки таковы: 60 процентов мужчин и 40 процентов женщин непременно вступят в связь на стороне. Эти цифры становятся еще красноречивей, когда мы возьмем общее число браков, где один из супругов неверен другому. Невозможно же представить, будто все мужчины и женщины, вступавшие в связь на стороне, по игре случая состоят в браке между собой. Если даже половина женщин, заводивших роман (или 20 процентов), замужем за мужчинами, не попавшими в те 60 процентов гулящих мужей, тогда, по крайней мере, в 80 процентах браков один из супругов заводит на стороне интрижку. Учитывая, сколь много супружеских пар на поверку нарушили данную у алтаря клятву, нелепо приписывать внебрачные связи только неудачам и недостаткам конкретных мужей и жен.
Согласно мифу о моногамии общество как единое целое стоит на страже принципа моногамии и поощряет тех, кто стремится сохранить верность любимому человеку. Новоиспеченные супруги, исходя из такой данности, рассчитывают, что третье лицо никогда не нарушит покой их семьи. Из-за этого мифа те, кому не удалось сохранить моногамные отношения, еще острее ощущают свою личную вину.
В действительности же общество лицемерит в вопросе моногамии. Некоторые действующие в нем силы на самом деле поддерживают и способствуют возникновению связей на стороне. Высказано данное утверждение мною не для того, чтобы возложить всю ответственность на общество. Также было бы недальновидно винить только незадачливых супругов. Однако, охватив широким взглядом общественный организм, в недрах коего завязываются любовные связи на стороне; нам было бы гораздо легче понять их причины, как бы ни было трудно бороться с ними.
Восприятие семейной моногамии. При рассмотрении любой проблемы в ряде других областей уже, как правило, учитывают роль общества. Мы постепенно приходим к пониманию условий, порождающих насилие, а не рассматриваем отдельные его проявления. Мы мало-помалу осознаем: приобретенные нами привычки ведут к болезням,– а не только уделяем все свое внимание проявлениям болезненного состояния. Также нам следует пристально приглядеться к тем общественным силам, что способствуют внебрачным отношениям, а не думать только о том, кто завел роман.
Нам надлежит отринуть миф о моногамии не затем, чтобы оправдать гулящих, а чтобы избавить от чувства стыда и несоответствия предъявляемым требованиям их спутников или спутниц жизни. Поскольку они скрывают свой гнев и ярость, то им в редких случаях удается полностью побороть эти чувства. В данном случае даже неважно, состоят ли они по-прежнему в браке или получили развод. Когда человек подвергается такому испытанию и если это уже произошло (или человек старается не допустить этого), то лучше всего трезвыми глазами взглянуть на действительность, а не быть рабом мифа.