Тотемизм
Тотемистические представления – одна из древнейших форм первобытных верований на Земле. Его изучение началось с середины ХІХ века, когда англичане активно колонизировали земли Австралии и Океании. Там они столкнулись с аборигенами, которые находились на стадии развитии каменного века. По сути, эта территория была одной из немногих территорий, где можно было изучить первобытные формы религии вживую.
Тотемизм – это или вера в существование кровных (родственных) связей между определённой группой людей – родом, племенем и определённым видом животных, растений или явлением природы, который считается их родоначальником.
История возникновения
Становление тотемизма как отдельной духовной системы связано с психологией первобытного человека. Он нуждался в объяснении явлений окружающего мира. Как правило, мироощущение характеризуется эмоциональным восприятием мира. Страх перед свирепыми или могущественными хищниками вызывал одновременно и почтение. Человеку необходима была духовная опора против вызовов и опасностей окружающего мира.
Позднее, отмечая определённые свойства животных, человек считал, что каждое существо обладает особыми, «сверхчувствительными» качествами. Поэтому тотем заботился о людях, предоставляя лишь определённую помощь и наделяя людей только своими выдающимися способностями: орёл – острым зрением, лиса – хитростью, волк – свирепостью и т. д.
На поздних этапах развития тотемизма, сам тотем при его отсутствии мог заменяться статуэткой или изображением. При этом такой аналог не рассматривался как что-то иное, внешнее по отношению к самому тотему, но не приравнивался нему. Скорее, этот переход связан с тем, что местонахождение божественной силы может иметь вместилище не только в самом тотемном животном/растении, а и переноситься в другие предметы, которые стают полноправной заменой тотему.
Дж. Фрезер подчёркивал двузначность тотемизма: с одной стороны, он является формой регуляции социальных отношений, обеспечивая таинственную связь между группой кровных родственников, с другой – это религиозная система верований и практических действий. Но тотемизм – не столько вера в растение или животное, сколько в определённую безымянную и безличную силу, воплощённую и в то же время не смешиваемую ни с чем-либо.
Виды тотемов
Тотемом могло быть то, с чем человек была непосредственно связан в своей жизни. Это мог быть как объект пищи или угрожающий хищник (олень, волк, орёл, кабан, лось), так и объект, привлекающий внимание какими особыми свойствами, например, необычной окраской, величиной или запахом.
Особо следует упомянуть о почитании растений. Наиболее полной работой по этому вопросу является «Золотая ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзера. На основе античных свидетельств, он выдвигает концепцию, что в древности люди поклонялись не только животным, а и растениям. Например, в Древнем Риме существовали особые священные рощи, в которых нельзя было срубать деревья или охотится на местную дичь. Дерево играло особую роль: оно служило воплощением Мировой оси – корни дерева пребывают в подземном мире, ствол – в мире людей, а вершина достигает Неба – жилища богов.
Хозяином Древа считался дух. Дерево считалось не только воплощением духа, Предка, а им было им самим. В определённый день жрец, как правило, выполнявший также функции царя, приносил ему жертвы. Это должно было обеспечить плодородие и обильный урожай племени в следующем году.
Тотем и табу
Кроме того, с тотемизмом связана система запретов – табу. Каждый тотем имеет ману. Это слово, возникло в среде австралийских аборигенов и обозначало священную силу. Европейские исследователи применяли тот термин и к аналогам у других племён. Священный статус тотема обеспечивает ореол всемогущества. Тотем и его мана принадлежали к сакральному (духовному) миру, в который обычному человеку вход был воспрещён.
Первобытный дикарь стремился всеми силами завоевать благосклонность тотема, направляя эту силу в своё русло. Ведь мана может быть опасной для людей, потому что, по его логике, они принадлежат к противоположному миру – профанному, т. е. обыденному, поэтому её носители табуировались. Табу, как правило, налагались на поедание тотема или прикосновение к нему.
Поэтому общение с предком-тотемом возможно лишь при соблюдении определённых ритуалов, созданию обстановки, которая позволяет преодолеть барьеры между мирами. Для обеспечения этого приближения необходим посредник – жрец, потому что он посвящён в тайны духовного, поэтому носит сам отпечаток священного. Он ослабляет для обычного человека сакральное влияние тотема, которое может повредить ему своей излишней силой, беря львиную долю удара на себя.
Также священным становится и время – общение с предком носит отпечаток праздника, сопровождаемого священными церемониями. Поэтому в этот момент мир переворачивается с ног на голову и отменяются все запреты, в том числе на поедание священного животного.
Целью такой праздничной трапезы является приобретение силы тотема. Рудименты подобных представлений сохранились в греко-римской античности, где Сатурналии и Дионисии сопровождались буйством, оргиями.
Ритуал и миф в тотемизме
Тотем окружен ореолом святости и неприкосновенности. В определённой мере, это тайна всего племени. Однако важно понять в какой форме тотемизм оформился как целостное представление: в виде мифа – словесной формы или ритуала – в определённом установленном порядке действий.
К сожалению, большинство учёных не пришли к единому мнению. Однако большинство из них считает, что эти представления воплотились сначала в ритуале, как в способе действия, более свойственному эмоциональному, т. е. мифологическому, первобытному мышлению.
Также следует упомянуть инициации – ритуальное действие, во время которого младшие члены рода впервые вступают в контакт с тотемом и стают полноправными членами племени. Участники тщательно готовятся к церемонии: наносят яркие краски, татуируют тело и надевают особую одежду, которое должно приблизить внешнее сходство, близость молодых с тотемом.
Важно отметить, что только праритуал должен воспроизводить весь процесс сотворения мира. Только действия наиболее ярко отображают представление первобытного человека. Для дикаря в момент осуществления ритуала происходит не сама имитация действия, а непосредственно сам акт творения мира, к которому он может приобщиться.
Возникновение мифа о тотемах связано с угрозой его исчезновения самого представления. Для этого необходимо было создать определённую историю – миф – то есть выразить его в форме слова. Так возникают мифы, и их героями становятся животные, которые являются не только прародителями человека, а и создателями всего мира.
Иными словами, в том случае, если традиция могла прерваться, возникла необходимость зафиксировать и передать младшему поколению понятие о тотеме.
Тотемизм как форма организации общества
Тотемизм – не только система верований и обрядов, а своеобразный социальный механизм, определял отношения между людьми. Становление тотемизма связано с организацией родовой организации племени. В отличие от первобытного стада, где доминировал промискуитет (неконтролируемые сексуальные отношения), вера в тотемы способствовала становлению системы ограничений на половые связи.
Прежде всего, в тотемистическом обществе был запрещён инцест – т. е. половые сношение между родственниками. Нарушение этого запрета в представлении первобытного человека вызывало гнев тотема и страшное наказание. Наиболее исчерпывающе эта тема раскрыта в роботе З. Фрейда «Тотем и табу», где выдвигается теория эдипового комплекса в первобытном обществе.
Но всё равно большинство браков заключалось в середине племени. Из-за этого человек не мог удержать в памяти все родственные связи, которые создавались на протяжении нескольких поколений. Поэтому надо было создать дополнительные запреты, которые помогли бы избежать инцеста. Для этого племя разделялось на несколько частей – фратрий, члены которых, кроме общего племенного тотема, имели собственный тотем.
В племени браки могли заключать лишь члены соответствующих фратрий. Несмотря на то что после свадьбы жена жила на территории фратрии мужа, но, при этом оставалась членом своего рода. Поэтому замужние женщины не могли участвовать в ритуалах, связанных с тотемом всего рода. Новорождённый ребёнок, как правило, принадлежал к фратрии отца.
На поздних этапах развития тотемизма среди многих племён была распространена вера, что после смерти каждый человек превращается в животное их тотема, а, следовательно, каждая тотемное животное – это умерший родственник. Однако такое представление о тотеме возникло позднее в связи со слиянием с культом предков.
Тотемизм – это или вера в существование кровных (родственных) связей между определённой группой людей – родом, племенем и определённым видом животных, растений или явлением природы, который считается их родоначальником.
История возникновения
Становление тотемизма как отдельной духовной системы связано с психологией первобытного человека. Он нуждался в объяснении явлений окружающего мира. Как правило, мироощущение характеризуется эмоциональным восприятием мира. Страх перед свирепыми или могущественными хищниками вызывал одновременно и почтение. Человеку необходима была духовная опора против вызовов и опасностей окружающего мира.
Позднее, отмечая определённые свойства животных, человек считал, что каждое существо обладает особыми, «сверхчувствительными» качествами. Поэтому тотем заботился о людях, предоставляя лишь определённую помощь и наделяя людей только своими выдающимися способностями: орёл – острым зрением, лиса – хитростью, волк – свирепостью и т. д.
На поздних этапах развития тотемизма, сам тотем при его отсутствии мог заменяться статуэткой или изображением. При этом такой аналог не рассматривался как что-то иное, внешнее по отношению к самому тотему, но не приравнивался нему. Скорее, этот переход связан с тем, что местонахождение божественной силы может иметь вместилище не только в самом тотемном животном/растении, а и переноситься в другие предметы, которые стают полноправной заменой тотему.
Дж. Фрезер подчёркивал двузначность тотемизма: с одной стороны, он является формой регуляции социальных отношений, обеспечивая таинственную связь между группой кровных родственников, с другой – это религиозная система верований и практических действий. Но тотемизм – не столько вера в растение или животное, сколько в определённую безымянную и безличную силу, воплощённую и в то же время не смешиваемую ни с чем-либо.
Виды тотемов
Тотемом могло быть то, с чем человек была непосредственно связан в своей жизни. Это мог быть как объект пищи или угрожающий хищник (олень, волк, орёл, кабан, лось), так и объект, привлекающий внимание какими особыми свойствами, например, необычной окраской, величиной или запахом.
Особо следует упомянуть о почитании растений. Наиболее полной работой по этому вопросу является «Золотая ветвь» Джеймса Джорджа Фрэзера. На основе античных свидетельств, он выдвигает концепцию, что в древности люди поклонялись не только животным, а и растениям. Например, в Древнем Риме существовали особые священные рощи, в которых нельзя было срубать деревья или охотится на местную дичь. Дерево играло особую роль: оно служило воплощением Мировой оси – корни дерева пребывают в подземном мире, ствол – в мире людей, а вершина достигает Неба – жилища богов.
Хозяином Древа считался дух. Дерево считалось не только воплощением духа, Предка, а им было им самим. В определённый день жрец, как правило, выполнявший также функции царя, приносил ему жертвы. Это должно было обеспечить плодородие и обильный урожай племени в следующем году.
Тотем и табу
Кроме того, с тотемизмом связана система запретов – табу. Каждый тотем имеет ману. Это слово, возникло в среде австралийских аборигенов и обозначало священную силу. Европейские исследователи применяли тот термин и к аналогам у других племён. Священный статус тотема обеспечивает ореол всемогущества. Тотем и его мана принадлежали к сакральному (духовному) миру, в который обычному человеку вход был воспрещён.
Первобытный дикарь стремился всеми силами завоевать благосклонность тотема, направляя эту силу в своё русло. Ведь мана может быть опасной для людей, потому что, по его логике, они принадлежат к противоположному миру – профанному, т. е. обыденному, поэтому её носители табуировались. Табу, как правило, налагались на поедание тотема или прикосновение к нему.
Поэтому общение с предком-тотемом возможно лишь при соблюдении определённых ритуалов, созданию обстановки, которая позволяет преодолеть барьеры между мирами. Для обеспечения этого приближения необходим посредник – жрец, потому что он посвящён в тайны духовного, поэтому носит сам отпечаток священного. Он ослабляет для обычного человека сакральное влияние тотема, которое может повредить ему своей излишней силой, беря львиную долю удара на себя.
Также священным становится и время – общение с предком носит отпечаток праздника, сопровождаемого священными церемониями. Поэтому в этот момент мир переворачивается с ног на голову и отменяются все запреты, в том числе на поедание священного животного.
Целью такой праздничной трапезы является приобретение силы тотема. Рудименты подобных представлений сохранились в греко-римской античности, где Сатурналии и Дионисии сопровождались буйством, оргиями.
Ритуал и миф в тотемизме
Тотем окружен ореолом святости и неприкосновенности. В определённой мере, это тайна всего племени. Однако важно понять в какой форме тотемизм оформился как целостное представление: в виде мифа – словесной формы или ритуала – в определённом установленном порядке действий.
К сожалению, большинство учёных не пришли к единому мнению. Однако большинство из них считает, что эти представления воплотились сначала в ритуале, как в способе действия, более свойственному эмоциональному, т. е. мифологическому, первобытному мышлению.
Также следует упомянуть инициации – ритуальное действие, во время которого младшие члены рода впервые вступают в контакт с тотемом и стают полноправными членами племени. Участники тщательно готовятся к церемонии: наносят яркие краски, татуируют тело и надевают особую одежду, которое должно приблизить внешнее сходство, близость молодых с тотемом.
Важно отметить, что только праритуал должен воспроизводить весь процесс сотворения мира. Только действия наиболее ярко отображают представление первобытного человека. Для дикаря в момент осуществления ритуала происходит не сама имитация действия, а непосредственно сам акт творения мира, к которому он может приобщиться.
Возникновение мифа о тотемах связано с угрозой его исчезновения самого представления. Для этого необходимо было создать определённую историю – миф – то есть выразить его в форме слова. Так возникают мифы, и их героями становятся животные, которые являются не только прародителями человека, а и создателями всего мира.
Иными словами, в том случае, если традиция могла прерваться, возникла необходимость зафиксировать и передать младшему поколению понятие о тотеме.
Тотемизм как форма организации общества
Тотемизм – не только система верований и обрядов, а своеобразный социальный механизм, определял отношения между людьми. Становление тотемизма связано с организацией родовой организации племени. В отличие от первобытного стада, где доминировал промискуитет (неконтролируемые сексуальные отношения), вера в тотемы способствовала становлению системы ограничений на половые связи.
Прежде всего, в тотемистическом обществе был запрещён инцест – т. е. половые сношение между родственниками. Нарушение этого запрета в представлении первобытного человека вызывало гнев тотема и страшное наказание. Наиболее исчерпывающе эта тема раскрыта в роботе З. Фрейда «Тотем и табу», где выдвигается теория эдипового комплекса в первобытном обществе.
Но всё равно большинство браков заключалось в середине племени. Из-за этого человек не мог удержать в памяти все родственные связи, которые создавались на протяжении нескольких поколений. Поэтому надо было создать дополнительные запреты, которые помогли бы избежать инцеста. Для этого племя разделялось на несколько частей – фратрий, члены которых, кроме общего племенного тотема, имели собственный тотем.
В племени браки могли заключать лишь члены соответствующих фратрий. Несмотря на то что после свадьбы жена жила на территории фратрии мужа, но, при этом оставалась членом своего рода. Поэтому замужние женщины не могли участвовать в ритуалах, связанных с тотемом всего рода. Новорождённый ребёнок, как правило, принадлежал к фратрии отца.
На поздних этапах развития тотемизма среди многих племён была распространена вера, что после смерти каждый человек превращается в животное их тотема, а, следовательно, каждая тотемное животное – это умерший родственник. Однако такое представление о тотеме возникло позднее в связи со слиянием с культом предков.