Свадебные заговоры
Заговор вежливца
«Покорюсь, помолюсь сей день, сей час, утром рано, вечером поздно! Благослови меня, Пресвятая Мати Богородица, Егорий храбрый, с князем, со тысяцким, со большими боярами, со свахой, с дружкой и с поддружкой ко княгине ехати, княгиню получити, с княгиней в Божью церковь доехати, закон Божий приняти! Стану – благословлюсь, пойду – перекрещусь на восточную сторону; благослови меня, Михайло архангел! Дай нам путь-дорогу».
Подход свата
Богоматерь Владимирская
В деревнях посылают сватов для переговоров с родителями избранной девушки. Сват пред началом исполнения поручения, встает пред иконою Божией Матери, обтирает ее чистым полотенцем и трижды шепчет: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюся Господу нашему Иисусу Христу, и Матери Пресвятой Владычице Богородице и всем святым; надену утроранний белый свет и застегаюсь утроранними мелкочастыми звездами, умоюсь мокрою росою Соломониею, утруся белым полотенцем, белым светом, . положу царский колпак, пойду к рабу Божию, ко властелину (имярек), в светлые очи и в радостное сердце. Как раб Божий (имярек) зрит и глядит на Мать Пресвятую Богородицу и на истинного Христа, Царя Небесного, так и на меня бы, раба Божия (имярек), зрел и глядел, и ярым не взбудил, и зубом не скрипнул, и головой не тряхнул, и ногой не топнул, и зла-лиха не подумал. Будьте слова эти сполна и крепки на рабе Божием (имярек). Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Рукописное описание свадьбы в Турчасовском приходе, Онежского уезда, священником Алексеевым. Помещено в Трудах этнографического отдела. Кн. II. 1878.
Наговоренное пиво для невесты
В Холмогорском уезде, Архангельской губернии, есть такой обычай, что в девичник невеста умывается наговоренным пивом. Наговор этот следующий: «Как ты, чисто злато-серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато-серебро, всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, и красивые девицы, и молодые молодцы, так бы на тебя, рабу (имярек), зарились бы и заглядывали все, казалась бы ты им златом-серебром, глядели бы и смотрели бы, и очей с тебя не спускали».
Доставил наговор священник А. Колчин. Труды этнографического отдела. 1878.
Когда случится отпустить свадьбу
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Отчего те слова говорятся? От Евангелия Христова, Царя Небесного. Михаил Архистратиг, святии Петр и Павел, верховнии апостолы, ставьте тридесять тынов медных от земли подошвы и до небесной, до морской глубины, от восточные до западные, от лета до севера, от земли и до небеси, и со всех четырех сторон стоит около меня, раба Божия (имярек); у тех же тридесяти тынов есть тридесять ворот, есть тридесять замков, у тех же, у тридесяти замков есть тридесять ключей. Приду я, раб Божий (имярек), и затворю те тридесять замков, и брошу те тридесять ключей во святое Хвалынское море, и придет щука золотая, челюстью ухватит те ключи и понесет во глубину морскую, в пуповину, под колоду белодубовую. И тем словам ключевые слова, аминь, аминь, аминь».
«Покорюсь, помолюсь сей день, сей час, утром рано, вечером поздно! Благослови меня, Пресвятая Мати Богородица, Егорий храбрый, с князем, со тысяцким, со большими боярами, со свахой, с дружкой и с поддружкой ко княгине ехати, княгиню получити, с княгиней в Божью церковь доехати, закон Божий приняти! Стану – благословлюсь, пойду – перекрещусь на восточную сторону; благослови меня, Михайло архангел! Дай нам путь-дорогу».
Подход свата
Богоматерь Владимирская
В деревнях посылают сватов для переговоров с родителями избранной девушки. Сват пред началом исполнения поручения, встает пред иконою Божией Матери, обтирает ее чистым полотенцем и трижды шепчет: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, пойду, перекрестясь, войду в чистое поле, встану на восток лицом, на запад хребтом, помолюся Господу нашему Иисусу Христу, и Матери Пресвятой Владычице Богородице и всем святым; надену утроранний белый свет и застегаюсь утроранними мелкочастыми звездами, умоюсь мокрою росою Соломониею, утруся белым полотенцем, белым светом, . положу царский колпак, пойду к рабу Божию, ко властелину (имярек), в светлые очи и в радостное сердце. Как раб Божий (имярек) зрит и глядит на Мать Пресвятую Богородицу и на истинного Христа, Царя Небесного, так и на меня бы, раба Божия (имярек), зрел и глядел, и ярым не взбудил, и зубом не скрипнул, и головой не тряхнул, и ногой не топнул, и зла-лиха не подумал. Будьте слова эти сполна и крепки на рабе Божием (имярек). Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Рукописное описание свадьбы в Турчасовском приходе, Онежского уезда, священником Алексеевым. Помещено в Трудах этнографического отдела. Кн. II. 1878.
Наговоренное пиво для невесты
В Холмогорском уезде, Архангельской губернии, есть такой обычай, что в девичник невеста умывается наговоренным пивом. Наговор этот следующий: «Как ты, чисто злато-серебро, чисто и прилично; как на тебя, злато-серебро, всяк зарится, заглядывается, стар и млад, женатый и холостой, старые старухи и молодые молодицы, и красивые девицы, и молодые молодцы, так бы на тебя, рабу (имярек), зарились бы и заглядывали все, казалась бы ты им златом-серебром, глядели бы и смотрели бы, и очей с тебя не спускали».
Доставил наговор священник А. Колчин. Труды этнографического отдела. 1878.
Когда случится отпустить свадьбу
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Отчего те слова говорятся? От Евангелия Христова, Царя Небесного. Михаил Архистратиг, святии Петр и Павел, верховнии апостолы, ставьте тридесять тынов медных от земли подошвы и до небесной, до морской глубины, от восточные до западные, от лета до севера, от земли и до небеси, и со всех четырех сторон стоит около меня, раба Божия (имярек); у тех же тридесяти тынов есть тридесять ворот, есть тридесять замков, у тех же, у тридесяти замков есть тридесять ключей. Приду я, раб Божий (имярек), и затворю те тридесять замков, и брошу те тридесять ключей во святое Хвалынское море, и придет щука золотая, челюстью ухватит те ключи и понесет во глубину морскую, в пуповину, под колоду белодубовую. И тем словам ключевые слова, аминь, аминь, аминь».