Ритуалы Вуду
Таинственное для всех европейцев слово вуду в основном вызывает мрачные, зловещие ассоциации, во многом навеянные определенного рода кинопродукцией. На самом деле вуду – это афро-карибская религия, широко распространенная среди коренного населения Вест-Индийских островов и выходцев из той местности, проживающих в основном в Северной Америке.
Религия или колдовство
Здесь следует ясно различать религию вуду и колдовство вуду. Черепа, кровавые жертвоприношения, куклы, утыканные иголками – это образы, относящиеся к колдовству вуду и широко растиражированные в настоящее время. Религия вуду имеет мало похожего с этими вещами.
Во время колонизации только что открытой Колумбом Америки, в качестве дешевой рабочей силы с западного побережья Африки на Ямайку и Гаити вывозились черные рабы. Судьбой им было уготовано всю жизнь гнуть спину на плантациях сахарного тростника. С собой они привезли свои верования в местных африканских богов, которых у каждой народности был свой пантеон.
Колонизаторы, попутно исполняя миссионерский долг, усиленно прививали им христианство, но в довольно усеченном, выгодном для них варианте. В результате получился своеобразный коктейль религиозных взглядов, ставший основой для возникновения религии вуду, к настоящему времени полностью сформировавшейся, как стройная религиозная система, с вековыми традициями и специфическими ритуалами со стойким мистико-магическим оттенком.
Вуду признает веру в одного Высшего Бога, существование сверхъестественных существ и жизнь после смерти. Незримо, вместе с людьми параллельно существует мир духов умерших предков, которые могут оказывать необходимое покровительство живущим при наличии их просьб, подкрепленных жертвоприношениями. Именно эти основные принципы заложены во все обряды и ритуалы вуду.
Как и в христианстве, в вуду есть профессиональная прослойка священников, причем вуду оказалось гораздо прогрессивнее религий, основанных на вере в Христа, допустив женщин в качестве полноправных священнослужителей. Хунган и мамбо – это название жрецов вуду мужского и женского пола. Профессионалами они называются в полном смысле этого слова, беря за свои услуги оплату деньгами.
Другие понятия в Вуду
В вуду есть понятия добра и зла, греха и прощения за прегрешение. Почитается старость, семейные узы и многое другое, привычное для всех мировых религиозных культов. Отличие вуду от того же классического христианства – в признании существования духовных существ 3-х типов. На верхней ступени иерархии расположены духи Лоа. Это духи главных сил мира – добра, зла, здоровья. Они могут входить в тела живых людей, делая их одержимыми. Каждый Лоа наделен своими индивидуальными качествами, во многом напоминая персонажей древнегреческой мифологии.
Духи Марасса сочетаю в себе противоположности: добро и зло, счастье и грусть. При почтительном отношении они могут помогать людям в их повседневных делах. На последней ступени стоят души умерших, которые требуют к себе уважительного отношения. Единственный для водуистов бог – Гран Мет очень отдален от человеческих дел, тем не менее, очень почитаем.
Ритуалы
Все ритуалы вуду проходят в храме под руководством священника-хунгана. Церемонии начинаются с обращения к духам всех 3-х степеней. Обязательно присутствует музыка и барабанный бой. Участники ритуалов поют и танцуют. В некоторых из них могут войти духи Лоа, сделав их одержимыми. Это приветствуется. Обязательны жертвоприношения животных, жизненная сила которых будет поглощена духами Лоа. Жертвоприношениями могут быть фрукты, овощи и даже минералы.
Большая часть ритуалов посвящена исцелению страждущих от болезней. Именно с такими просьбами чаще всего обращаются присутствующие к духам. В этой процедуре для ее успешного завершения должны обязательно участвовать родные больного и большая часть общины, в которой он живет. Именно ввиду частых обращений к духам умерших вуду в глазах непосвященных приобрело тот оттенок, который тесно связывает его с зомби, колдовством и прочей чертовщиной.
Смысл основных ритуалов вуду заключается в вызове определенного духа Лоа. Для этого в самом начале хунган рисует мукой или зерном на земле символ – веве. У каждого Лоа свой веве. Под стук барабанов, игрой на трещотках, смесью католических молитв и африканских песнопений участники ритуала, пританцовывая, взывают к нужному им духу.
Для того, чтобы задобрить его, приносятся жертвы. Кровь жертвы может собираться в кувшин. Кульминационный момент начинается, когда жрец своей трещоткой разрушает веве. Это служит сигналом духу явиться перед собравшимися. После чего Лоа может войти в тело одного из них, сделав его одержимым. В этом состоянии Лоа передает участникам ритуала через тело одержимого указания, а жрец служит посредником в общении. Тело одержимого может сопротивляться вхождению в него духа. Обычно это сопровождается метаниями по храму, судорогами и конвульсиями.
Вселившийся дух может начать говорить человеческими устами на древнем, непонятном языке. Лоа входит в человека для того, чтобы вылечить болезнь, предупредить об опасности, подсказать путь решения проблемы или просто получить жертвоприношение.
Только хунган может определить, какой именно Лоа вызвал одержимость, когда он должен прийти или уйти обратно. При покидании духом тела, одержимость человека внезапно заканчивается, силы покидают его, и он падает на землю. Находясь в полном ступоре, он не может вспомнить ничего из того, что делал, когда находился под управлением Лоа. Все присутствующие считают, что на одержимого снизошла благодать.
Несмотря на своеобразный африканских колорит и некоторый примитивизм обычаев и ритуалов, вуду не выделяется шкалой своих ценностей от других религиозных верований. Во всяком случае, ничего, что может принести вред другому человеку, в вуду нет и не было. Как и любая практика, занимающаяся управлением сверхъестественными силами, вектор ее применения зависит только от того, кто этим занимается.
Религия или колдовство
Здесь следует ясно различать религию вуду и колдовство вуду. Черепа, кровавые жертвоприношения, куклы, утыканные иголками – это образы, относящиеся к колдовству вуду и широко растиражированные в настоящее время. Религия вуду имеет мало похожего с этими вещами.
Во время колонизации только что открытой Колумбом Америки, в качестве дешевой рабочей силы с западного побережья Африки на Ямайку и Гаити вывозились черные рабы. Судьбой им было уготовано всю жизнь гнуть спину на плантациях сахарного тростника. С собой они привезли свои верования в местных африканских богов, которых у каждой народности был свой пантеон.
Колонизаторы, попутно исполняя миссионерский долг, усиленно прививали им христианство, но в довольно усеченном, выгодном для них варианте. В результате получился своеобразный коктейль религиозных взглядов, ставший основой для возникновения религии вуду, к настоящему времени полностью сформировавшейся, как стройная религиозная система, с вековыми традициями и специфическими ритуалами со стойким мистико-магическим оттенком.
Вуду признает веру в одного Высшего Бога, существование сверхъестественных существ и жизнь после смерти. Незримо, вместе с людьми параллельно существует мир духов умерших предков, которые могут оказывать необходимое покровительство живущим при наличии их просьб, подкрепленных жертвоприношениями. Именно эти основные принципы заложены во все обряды и ритуалы вуду.
Как и в христианстве, в вуду есть профессиональная прослойка священников, причем вуду оказалось гораздо прогрессивнее религий, основанных на вере в Христа, допустив женщин в качестве полноправных священнослужителей. Хунган и мамбо – это название жрецов вуду мужского и женского пола. Профессионалами они называются в полном смысле этого слова, беря за свои услуги оплату деньгами.
Другие понятия в Вуду
В вуду есть понятия добра и зла, греха и прощения за прегрешение. Почитается старость, семейные узы и многое другое, привычное для всех мировых религиозных культов. Отличие вуду от того же классического христианства – в признании существования духовных существ 3-х типов. На верхней ступени иерархии расположены духи Лоа. Это духи главных сил мира – добра, зла, здоровья. Они могут входить в тела живых людей, делая их одержимыми. Каждый Лоа наделен своими индивидуальными качествами, во многом напоминая персонажей древнегреческой мифологии.
Духи Марасса сочетаю в себе противоположности: добро и зло, счастье и грусть. При почтительном отношении они могут помогать людям в их повседневных делах. На последней ступени стоят души умерших, которые требуют к себе уважительного отношения. Единственный для водуистов бог – Гран Мет очень отдален от человеческих дел, тем не менее, очень почитаем.
Ритуалы
Все ритуалы вуду проходят в храме под руководством священника-хунгана. Церемонии начинаются с обращения к духам всех 3-х степеней. Обязательно присутствует музыка и барабанный бой. Участники ритуалов поют и танцуют. В некоторых из них могут войти духи Лоа, сделав их одержимыми. Это приветствуется. Обязательны жертвоприношения животных, жизненная сила которых будет поглощена духами Лоа. Жертвоприношениями могут быть фрукты, овощи и даже минералы.
Большая часть ритуалов посвящена исцелению страждущих от болезней. Именно с такими просьбами чаще всего обращаются присутствующие к духам. В этой процедуре для ее успешного завершения должны обязательно участвовать родные больного и большая часть общины, в которой он живет. Именно ввиду частых обращений к духам умерших вуду в глазах непосвященных приобрело тот оттенок, который тесно связывает его с зомби, колдовством и прочей чертовщиной.
Смысл основных ритуалов вуду заключается в вызове определенного духа Лоа. Для этого в самом начале хунган рисует мукой или зерном на земле символ – веве. У каждого Лоа свой веве. Под стук барабанов, игрой на трещотках, смесью католических молитв и африканских песнопений участники ритуала, пританцовывая, взывают к нужному им духу.
Для того, чтобы задобрить его, приносятся жертвы. Кровь жертвы может собираться в кувшин. Кульминационный момент начинается, когда жрец своей трещоткой разрушает веве. Это служит сигналом духу явиться перед собравшимися. После чего Лоа может войти в тело одного из них, сделав его одержимым. В этом состоянии Лоа передает участникам ритуала через тело одержимого указания, а жрец служит посредником в общении. Тело одержимого может сопротивляться вхождению в него духа. Обычно это сопровождается метаниями по храму, судорогами и конвульсиями.
Вселившийся дух может начать говорить человеческими устами на древнем, непонятном языке. Лоа входит в человека для того, чтобы вылечить болезнь, предупредить об опасности, подсказать путь решения проблемы или просто получить жертвоприношение.
Только хунган может определить, какой именно Лоа вызвал одержимость, когда он должен прийти или уйти обратно. При покидании духом тела, одержимость человека внезапно заканчивается, силы покидают его, и он падает на землю. Находясь в полном ступоре, он не может вспомнить ничего из того, что делал, когда находился под управлением Лоа. Все присутствующие считают, что на одержимого снизошла благодать.
Несмотря на своеобразный африканских колорит и некоторый примитивизм обычаев и ритуалов, вуду не выделяется шкалой своих ценностей от других религиозных верований. Во всяком случае, ничего, что может принести вред другому человеку, в вуду нет и не было. Как и любая практика, занимающаяся управлением сверхъестественными силами, вектор ее применения зависит только от того, кто этим занимается.