Расширение возможностей разума
Расширение возможностей разума всего-навсего часть процесса, который в одной из предшествующих статей я назвал «индивидуализацией»: большее разнообразие отдельных процессов, занятий и возможностей, что идет рука об руку с развитием цивилизации. Быть может, самым далеко идущим последствием промышленной революции и что прогрессивное увеличение числа тех, кто учился думать, использовать свой разум. В Великобритании при нашей приверженности к постепенности этот процесс иногда был едва заметным.
Мы почивали на лаврах всеобщего начального образования большую часть столетия и до сих пор далеко или быстро не продвинулось к введению всеобщего высшего образования. Это не имело большого значения в те времена, когда мы лидировали в мире. Но значение этого возрастает, когда нас обгоняют те, кто спешит больше пае, когда темпы развития везде подталкивают технологические изменения. Социальная, технологическая, научная революция неотъемлемые части одного и того же процесса. Если вам угодно привести академический пример процесса индивидуализации, задумайтесь над громадной диверсификацией в последние пятьдесят-шестьдесят лет всей науки или любой ее отрасли и колоссальным их возрастанием в результате индивидуальной специализации. Более тридцати лет тому назад высокопоставленный немецкий офицер, посетивший Советский Союз, выслушал весьма поучительную сентенцию из уст советского офицера, занимавшегося строительством красной авиации:
«Нам, русским, приходится иметь дело пока с примитивным человеческим материалом. Мы вынуждены приспосабливать летательные аппараты к тем пилотам, которыми мы располагаем. По мере создания нового типа человека будет совершенствоваться также и техника. Оба фактора взаимозависимы. Примитивным людям нельзя доверять сложные машины».
Мы почивали на лаврах всеобщего начального образования большую часть столетия и до сих пор далеко или быстро не продвинулось к введению всеобщего высшего образования. Это не имело большого значения в те времена, когда мы лидировали в мире. Но значение этого возрастает, когда нас обгоняют те, кто спешит больше пае, когда темпы развития везде подталкивают технологические изменения. Социальная, технологическая, научная революция неотъемлемые части одного и того же процесса. Если вам угодно привести академический пример процесса индивидуализации, задумайтесь над громадной диверсификацией в последние пятьдесят-шестьдесят лет всей науки или любой ее отрасли и колоссальным их возрастанием в результате индивидуальной специализации. Более тридцати лет тому назад высокопоставленный немецкий офицер, посетивший Советский Союз, выслушал весьма поучительную сентенцию из уст советского офицера, занимавшегося строительством красной авиации:
«Нам, русским, приходится иметь дело пока с примитивным человеческим материалом. Мы вынуждены приспосабливать летательные аппараты к тем пилотам, которыми мы располагаем. По мере создания нового типа человека будет совершенствоваться также и техника. Оба фактора взаимозависимы. Примитивным людям нельзя доверять сложные машины».