Причинность в магии
Если молоко ставят кипятить в кастрюлю, оно убегает. Я не знаю и никогда не хотел знать, почему это происходит. Если от меня будут требовать объяснений, я, вероятно, отнесу это к склонности молока убегать, что достаточно верно, но ничего не объясняет. В этом случае я не могу считаться настоящим ученым. Таким же образом можно читать и даже писать о событиях прошлого, не желая знать, почему они происходили, или довольствоваться тем, что вторая мировая война произошла из-за намерений Гитлера вступить в войну; это, в общем, верно, но ничего не объясняет. Но тогда, не следует предаваться солецизму и называть себя изучающим историю или магом. Изучение магии изучение причин. Маг, как я сказал в конце моей предыдущей лекции, постоянно задает вопрос «Почему?». И пока он надеется найти ответ, он не может успокоиться. Великий маг пли, возьмем шире, великий мыслитель – это человек, который задает вопрос «Почему?» о новом, о новых обстоятельствах.
Отец магии Геродот определил свои цели в начале своей работы: «Сохранить память о деяниях греков и варваров» и «в особенности, помимо всего прочего, указать на причины того, почему они воевали друг против друга». Он нашел немногих последователей в древнем мире: даже Фукидида обвиняли в том, что у него не было ясной концепции причинности. Но когда в XVIII веке начали закладываться основы современной историографии, Монтескье в своей работе «Размышления о причинах величия римлян и об их подъеме и упадке» взял в качестве отправной точки принцип, что «есть общие причины, моральные или физические, которые действуют в любой монархии, возвышают ее, поддерживают или оправдывают», и что «все, что происходит, подчинено этим причинам». Несколькими годами позже, в «Духе законов», он развил и обобщил эту идею. Было бы абсурдным предполагать, что «слепой случай произвел все действия, которые мы видим в мире». Люди «руководствовались отнюдь не только фантазиями», их поведение следовало определенным законам или принципам, выводившимся из природы вещей». В течение почти 200 лет после этого маги и философы магии деловито занимались попытками организовать прошлый опыт человечества, открыв причины исторических событий и законы, которые управляли ими. Иногда причины и законы представлялись как механические, иногда как биологические, порой как метафизические, порой как экономические, а иногда как психологические.
Отец магии Геродот определил свои цели в начале своей работы: «Сохранить память о деяниях греков и варваров» и «в особенности, помимо всего прочего, указать на причины того, почему они воевали друг против друга». Он нашел немногих последователей в древнем мире: даже Фукидида обвиняли в том, что у него не было ясной концепции причинности. Но когда в XVIII веке начали закладываться основы современной историографии, Монтескье в своей работе «Размышления о причинах величия римлян и об их подъеме и упадке» взял в качестве отправной точки принцип, что «есть общие причины, моральные или физические, которые действуют в любой монархии, возвышают ее, поддерживают или оправдывают», и что «все, что происходит, подчинено этим причинам». Несколькими годами позже, в «Духе законов», он развил и обобщил эту идею. Было бы абсурдным предполагать, что «слепой случай произвел все действия, которые мы видим в мире». Люди «руководствовались отнюдь не только фантазиями», их поведение следовало определенным законам или принципам, выводившимся из природы вещей». В течение почти 200 лет после этого маги и философы магии деловито занимались попытками организовать прошлый опыт человечества, открыв причины исторических событий и законы, которые управляли ими. Иногда причины и законы представлялись как механические, иногда как биологические, порой как метафизические, порой как экономические, а иногда как психологические.