«Правила духа» и «законы тела»
Пока что никаких новых упражнений из арсенала цигун не будет. Теперь нам предстоит рассмотреть схему здорового образа жизни – такой, какой ее видели даосские мудрецы, только с учетом изменившихся реалий и достижений человеческой мысли. Осваивайте не торопясь «базу», занимайтесь хотя бы один раз в день – а пока пойдем вместе дальше. Чуть позже, когда речь зайдет о конкретных моментах, относящихся к здоровью, я расскажу еще о нескольких частных техниках цигун. Кроме того, вам предстоит освоить приемы защиты. Разумеется, все, что может дать вам данная серия статей, лишь малая часть арсенала даосской «мудрости тела». Однако такая малая часть отнюдь не «азы для начинающих», а именно базовая схема, выполняя которую решительно и правильно можно добиться очень серьезного прогресса. Если уместно такое сравнение, это не физкультура, а самый что ни на есть большой спорт. Вопрос лишь в том, насколько чисто и регулярно вы выполняете то, о чем здесь рассказано, и до какой степени готовы поднимать свой уровень владения энергией. Дело не в том, чтобы упражнений было много (впрочем, упражнения как таковые – и энергетические, и чисто телесные – еще будут), дело в том, до какой высоты вы решили поднять личную планку. Если высота будет достаточно большой и выйдет за пределы, ничто не помешает вам пойти дальше по дороге даосской мудрости. В этом, возможно, вам помогут учитель – живой носитель традиции. Сейчас же моя задача – помочь вам выйти на такой уровень, который позволяет видеть тропинку, а значит, и сделать свой выбор. Ну, а дальше Путь всё подскажет сам. То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это (Байазид Бистами). Древние даосские мудрецы создали философию жизни, целью которой было достижение бессмертия. В то же время они не верили не только в божественное вмешательство, но и – в отличие от буддистов – в переселение душ. В этом абсолютная уникальность даосизма: ни одна философская и ни одна религиозная система за всю историю человечества не ставила перед человеком такой цели: бессмертие тела. При этом даосы вовсе не отрицали существования духовного начала и души как таковой (если быть точным – нескольких независимых начал, ее составляющих), они просто считали душу неотделимой от тела. Это сочетание – вера в бессмертие при отсутствии веры в бессмертную душу – и породило уникальную систему работы с телом, приводящую к таким результатам в области здоровья и долгожительства, которые недоступны никакой другой философии оздоровления. (Справедливости ради скажу, что истинные адепты индийской восьмиступенчатой йоги также достигают потрясающего долголетия. Проблема в том, что их практики требуют полного отказа от обычных представлений о жизни и ухода от человечества, в то время как даосские мудрецы всегда жили среди людей и продолжают жить среди них по сей день. )