Почему дети лгут
Варианты защитной лжи:
I – ложь, с помощью которой ребенок стремится сэкономить силы, и II – ложь, с помощью которой он старается избежать ответственности.
Если в первом случае ложь оправдана с точки зрения энергетических ресурсов организма (так ребенок сможет правильнее расходовать свои силы), то во втором случае речь идет о лжи, которую мы спровоцировали сами. Впоследствии, однако, резервный «выход» постепенно может превратиться у ребенка в единственно возможный путь избежать всякой ответственности.
Почему дети лгут. Угодливая ложь
Если ребенок постоянно чувствует себя подавленным. И не обязательно физически. Ему достаточно усвоить, что, прикинувшись послушным, он обеспечивает себе спокойствие. Создается некий коридор самостоятельности, в котором он держится не как мы бы того желали, а как хочется ему.
(Комментарий родителям. Не правда ли, нам не нравятся угодливые типы? И нам не придет никогда в голову доверить им что-то важное или рассчитывать на их поддержку в решительный момент. Убежден, что они не только не защитят нас, но даже и себя бранить не станут. Нелишне, однако, заметить, что они не родились такими. И в этом случае нас не может не тревожить факт, что наш ребенок с готовностью соглашается с нашим мнением и мгновенно отступает от своего.
В глубине души мы расстраиваемся, утверждая перед ним то, в чем и сами сомневаемся, и видя, как он с притворным покорством принимает нашу позицию. Отчего же мы не пугаемся, когда его взгляды не просто совпадают с нашими, а копируют их? Отчего не бьем тревогу, если наш ребенок не отстаивает свое личное право на свой круг друзей, на свои интересы, на свое свободное время, если он вообще не защищает свою индивидуальность?)
Почему дети лгут. Ложь, требующая внимания
Ведь ребенок явно предпочитает «разговоры с куклами» разговорам с нами. По ночам он начинает писаться в постель, но перестает это делать, стоит только взять его спать к себе. Неужто только через невероятную ложь возможно привлечь наше внимание, пробудить наше сочувствие и усилить заботу о нем?
(Комментарий родителям. В подобной ситуации в нас должен непременно загореться предупредительный сигнал: внимание, с ребенком неблагополучно! Если же этого не происходит, то не слишком ли мы заняты сами собой? И не устремляем ли мы наши взоры на сына или дочь только после того, как его поведение начинает причинять нам головную боль? Мы охотно очертим перед ребенком круг того, чего нельзя делать, не взяв на себя труд подумать о необъятной и жизненно необходимой ему территории действий и проявления себя.
И еще один предупредительный сигнал: внимание, одинокий ребенок! Такие дети создают в своем воображении партнеров – неродившихся в их семьях братиков и сестричек. Они говорят о них как о чем-то реальном, рассказывают сверстникам об их выдумках. ) Какова была бы рождаемость, если бы все эти дети появились на свет?
Ложная самооценка, то есть ребенок страдает чувством неполноценности. И мы это поощряем, поддерживая состояние зависимости и подчиненности. Иными словами – отказываем ему в проявлении инициативы, не создаем условий проявить себя, попробовать свои возможности. Если же ложь, и только ложь приносит какое-то успокоение – она тем гиперболичнее, чем ниже его собственная самооценка.
(Комментарий родителям. До чего дойдет наш ребенок с такими «костылями»? Нужно ли ждать завтра, когда другие, более добронамеренные, чем мы, люди начнут его реабилитацию? Да и пройдет ли то, что годами обрекало его на бездействие?)
Ложь – эхо
Если мы сами подталкиваем ребенка на ложь. Если каждый день демонстрируем ему, что есть ложь маленькая и ложь большая. Маленькая – для удобства (если меня будут искать, скажи, что меня нет дома!), большой нужно стыдиться (например, если лжешь своим родителям!).
(Комментарий родителям. Скажите, может ли воспитание опираться на условности? Могут ли его принципы, как красиво бы они ни звучали, дойти до детской души, если нравственная их суть зависит от десятков «если»? Существует ли мораль для взрослых и мораль для детей? Или все сводится к формуле: «Чем ты старше, тем больше тебе позволено»? А когда и как ребенок сам научится отличать ложь маленькую от лжи большой?
Благородная ложь
Если ребенок хочет защитить своего друга. Если с помощью лжи принимает на себя его вину и ответственность. Если стремится скрыть истину, которая выставила бы нас в неблагоприятном свете.
(Комментарий родителям. Надо особо подчеркнуть, что благородная ложь не тождественна маленькой. Разве мы никогда не лгали из чувства тактичности, деликатности? Неужели мы всегда в состоянии сказать в глаза любому правду, какой бы она ни была? Да и надо ли? Обманывая, мы порой стараемся смягчить боль чьего-то несчастья, сделать более приемлемой истину. )
Понедельник. Мой ребенок лжет. Что делать? (Следует описание очередной лжи, которая оказалась ни благородной, ни защитной, ни эхом, ни угодничеством, а просто какой-то кашей. )
I – ложь, с помощью которой ребенок стремится сэкономить силы, и II – ложь, с помощью которой он старается избежать ответственности.
Если в первом случае ложь оправдана с точки зрения энергетических ресурсов организма (так ребенок сможет правильнее расходовать свои силы), то во втором случае речь идет о лжи, которую мы спровоцировали сами. Впоследствии, однако, резервный «выход» постепенно может превратиться у ребенка в единственно возможный путь избежать всякой ответственности.
Почему дети лгут. Угодливая ложь
Если ребенок постоянно чувствует себя подавленным. И не обязательно физически. Ему достаточно усвоить, что, прикинувшись послушным, он обеспечивает себе спокойствие. Создается некий коридор самостоятельности, в котором он держится не как мы бы того желали, а как хочется ему.
(Комментарий родителям. Не правда ли, нам не нравятся угодливые типы? И нам не придет никогда в голову доверить им что-то важное или рассчитывать на их поддержку в решительный момент. Убежден, что они не только не защитят нас, но даже и себя бранить не станут. Нелишне, однако, заметить, что они не родились такими. И в этом случае нас не может не тревожить факт, что наш ребенок с готовностью соглашается с нашим мнением и мгновенно отступает от своего.
В глубине души мы расстраиваемся, утверждая перед ним то, в чем и сами сомневаемся, и видя, как он с притворным покорством принимает нашу позицию. Отчего же мы не пугаемся, когда его взгляды не просто совпадают с нашими, а копируют их? Отчего не бьем тревогу, если наш ребенок не отстаивает свое личное право на свой круг друзей, на свои интересы, на свое свободное время, если он вообще не защищает свою индивидуальность?)
Почему дети лгут. Ложь, требующая внимания
Ведь ребенок явно предпочитает «разговоры с куклами» разговорам с нами. По ночам он начинает писаться в постель, но перестает это делать, стоит только взять его спать к себе. Неужто только через невероятную ложь возможно привлечь наше внимание, пробудить наше сочувствие и усилить заботу о нем?
(Комментарий родителям. В подобной ситуации в нас должен непременно загореться предупредительный сигнал: внимание, с ребенком неблагополучно! Если же этого не происходит, то не слишком ли мы заняты сами собой? И не устремляем ли мы наши взоры на сына или дочь только после того, как его поведение начинает причинять нам головную боль? Мы охотно очертим перед ребенком круг того, чего нельзя делать, не взяв на себя труд подумать о необъятной и жизненно необходимой ему территории действий и проявления себя.
И еще один предупредительный сигнал: внимание, одинокий ребенок! Такие дети создают в своем воображении партнеров – неродившихся в их семьях братиков и сестричек. Они говорят о них как о чем-то реальном, рассказывают сверстникам об их выдумках. ) Какова была бы рождаемость, если бы все эти дети появились на свет?
Ложная самооценка, то есть ребенок страдает чувством неполноценности. И мы это поощряем, поддерживая состояние зависимости и подчиненности. Иными словами – отказываем ему в проявлении инициативы, не создаем условий проявить себя, попробовать свои возможности. Если же ложь, и только ложь приносит какое-то успокоение – она тем гиперболичнее, чем ниже его собственная самооценка.
(Комментарий родителям. До чего дойдет наш ребенок с такими «костылями»? Нужно ли ждать завтра, когда другие, более добронамеренные, чем мы, люди начнут его реабилитацию? Да и пройдет ли то, что годами обрекало его на бездействие?)
Ложь – эхо
Если мы сами подталкиваем ребенка на ложь. Если каждый день демонстрируем ему, что есть ложь маленькая и ложь большая. Маленькая – для удобства (если меня будут искать, скажи, что меня нет дома!), большой нужно стыдиться (например, если лжешь своим родителям!).
(Комментарий родителям. Скажите, может ли воспитание опираться на условности? Могут ли его принципы, как красиво бы они ни звучали, дойти до детской души, если нравственная их суть зависит от десятков «если»? Существует ли мораль для взрослых и мораль для детей? Или все сводится к формуле: «Чем ты старше, тем больше тебе позволено»? А когда и как ребенок сам научится отличать ложь маленькую от лжи большой?
Благородная ложь
Если ребенок хочет защитить своего друга. Если с помощью лжи принимает на себя его вину и ответственность. Если стремится скрыть истину, которая выставила бы нас в неблагоприятном свете.
(Комментарий родителям. Надо особо подчеркнуть, что благородная ложь не тождественна маленькой. Разве мы никогда не лгали из чувства тактичности, деликатности? Неужели мы всегда в состоянии сказать в глаза любому правду, какой бы она ни была? Да и надо ли? Обманывая, мы порой стараемся смягчить боль чьего-то несчастья, сделать более приемлемой истину. )
Понедельник. Мой ребенок лжет. Что делать? (Следует описание очередной лжи, которая оказалась ни благородной, ни защитной, ни эхом, ни угодничеством, а просто какой-то кашей. )