Одухотворенное эго
Этот недуг возникает в тех случаях, когда духовные идеи и концепции встраиваются глубоко в структуру нашей эгоистической личности. И тогда, как говорит Левеллин Воэн-Ли, получается «пуленепробиваемое» эго. При одухотворении эго мы становимся совершенно недоступны для любой помощи извне, новой информации и конструктивных замечаний. В результате получается своего рода герметичный человек с замороженным внутренним ростом – и все это под маркой высокой духовности. Одухотворенность эго может проявляться в разной степени – от «едва заметно» до «ярко выражено». Примером этого явления может послужить то, что я называю «дзэнский любовник» или «дзэнская любовница»,– когда человек искусно искажает духовные концепции, идеалы и практики, чтобы избежать искренности и открытости в романтических взаимоотношениях.
Массовое производство духовных учителей
Ныне есть немало модных духовных течений, которые тиражируют людей, воображающих, будто они пребывают на намного более высоком уровне просветления или мастерства, чем есть в действительности. Как на Западе, так и на Востоке расплодились посредственные учителя, предоставляющие искренним искателям наставничество весьма убогого уровня. И этот недуг передается, по своего рода, духовному конвейеру: ощути жар там-то, достигни такого-то озарения, и – бам! – ты стал просветленным и теперь можешь точно так же просветлять других.
И проблема даже не в самом содержании наставлений таких «учителей», но в том, что эти люди подают себя так, будто они достигли уровня мастеров. Такие преждевременные заявки не только тормозят их собственное развитие, но и создают у учеников ограниченное представление о духовном развитии. Т. К. В. Дешикачар рекомендует: «На каком бы этапе йогического пути мы ни находились, не стоит считать себя мастером. Следует помнить: ощущению, что сегодня мы стали чуть-чуть лучше, чем вчера, должна сопутствовать надежда, что когда-то мы станем еще немножко лучше».
Массовое производство духовных учителей
Ныне есть немало модных духовных течений, которые тиражируют людей, воображающих, будто они пребывают на намного более высоком уровне просветления или мастерства, чем есть в действительности. Как на Западе, так и на Востоке расплодились посредственные учителя, предоставляющие искренним искателям наставничество весьма убогого уровня. И этот недуг передается, по своего рода, духовному конвейеру: ощути жар там-то, достигни такого-то озарения, и – бам! – ты стал просветленным и теперь можешь точно так же просветлять других.
И проблема даже не в самом содержании наставлений таких «учителей», но в том, что эти люди подают себя так, будто они достигли уровня мастеров. Такие преждевременные заявки не только тормозят их собственное развитие, но и создают у учеников ограниченное представление о духовном развитии. Т. К. В. Дешикачар рекомендует: «На каком бы этапе йогического пути мы ни находились, не стоит считать себя мастером. Следует помнить: ощущению, что сегодня мы стали чуть-чуть лучше, чем вчера, должна сопутствовать надежда, что когда-то мы станем еще немножко лучше».