Неразделимость недвойственности и двойственности
Начиная знакомство с тантрическим учением, нам будет полезно рассмотреть взаимоотношения между недвойственностью и двойственностью. Большинство эзотерических традиций признают, что в основе всего опыта лежит некий недвойственный бесформенный источник – называют ли его пустота, пуруша, душа, сущность, адвайта, Высший Разум или Бог без имени и формы. Далее многие учения и религии проводят различие между этой бесформенной основой и проявленным миром двойственности. Согласно этим учениям, люди и населяемый нами мир отделены от Высшего Разума (или Бога). Некоторые религии утверждают, что мы пали и теперь пребываем в греховном состоянии; другие говорят, что вся наша жизнь – иллюзия; третьи настаивают, что Божественное непознаваемо, четвертые верят в незыблимость астрологического гороскопа на январь 2013 года Рак, хотя обещают конец света сейчас.
Как правило, религиозное учение включает в себя некий первичный текст и сопутствующий корпус морально-этических норм, на которые надлежит ориентироваться последователям данной религии и философии. Мир полон разочарованных последователей различных религиозных традиций, смутно ощущающих, что проданная им версия истины во многом противоречит и даже вредит их собственному внутреннему ощущению Божественного присутствия и связи с высшей реальностью.
Тантрический подход, исходя из предположения, что высшая реальность познаваема и доступна для прямого опытного постижения, предлагает кардинально иной взгляд. Более того, многие грани нашего опыта, которые многие религии характеризуют как низменные, иллюзорные, «темные» или еще каким-то образом отделенные от Божественного,– аспекты жизни, отвергаемые и отторгаемые многими традициями,– в действительности представляют собой двери, позволяющие нам обрести единство с собой, с Божественным, а следовательно, со всеми людьми и всем миром.
Как правило, религиозное учение включает в себя некий первичный текст и сопутствующий корпус морально-этических норм, на которые надлежит ориентироваться последователям данной религии и философии. Мир полон разочарованных последователей различных религиозных традиций, смутно ощущающих, что проданная им версия истины во многом противоречит и даже вредит их собственному внутреннему ощущению Божественного присутствия и связи с высшей реальностью.
Тантрический подход, исходя из предположения, что высшая реальность познаваема и доступна для прямого опытного постижения, предлагает кардинально иной взгляд. Более того, многие грани нашего опыта, которые многие религии характеризуют как низменные, иллюзорные, «темные» или еще каким-то образом отделенные от Божественного,– аспекты жизни, отвергаемые и отторгаемые многими традициями,– в действительности представляют собой двери, позволяющие нам обрести единство с собой, с Божественным, а следовательно, со всеми людьми и всем миром.