Магия растений в ночь на Ивана Купалу
Ивановские травы. Согласно воззрениям традиционной славянской магии, в ночь на Ивана Купалу творческие силы природы достигают наибольшего могущества: распускаются волшебные растения, и даже «обычные» лекарственные травы приобретают особые свойства. Деревенские знахари и лекари никогда не пропускали ночь праздника Ивана Купалы и собирали травы и коренья на весь год.
СБОР ТРАВ В НОЧЬ ПРАЗДНИКА ИВАНА КУПАЛЫ ОБСТАВЛЯЛСЯ ОСОБЫМИ РИТУАЛАМИ.
Например, обычай требовал поститься несколько дней перед заветной ночью. Травы и коренья нужно было собирать без использования железных предметов и, конечно, не забыв читать магический заговор, в котором необходимо было попросить у матери-земли благословения на сбор целебных трав. Тем, кто собирал травы утром Иванова дня по росе, следовало делать это прежде восхода солнца, ведь после того, как лучи восходящего светила коснутся трав, последние утратят свою силу.
Согласно со старины дошедшему поверью, в ночь на Ивана Купалу, когда все цветущее достигает высшей силы расцвета, незадолго до полуночи на кусте папоротника появляется почка. С наступлением же полуночи почка с треском раскроется, и таинственный цветок озарит все вокруг себя ярким светом… Цветет Иванов цвет совсем недолго, а именно столько времени, сколько нужно, чтобы успеть прочесть три главные молитвы – «Верую», «Отче наш» и «Богородице Дево». Только в это время человек может сорвать огненный цвет. Схватив его, он должен бежать, не оглядываясь при этом назад, какие бы страшные крики и звуки он не слышал за спиной. Рассказывали, что это нечистая сила, желая сама получить цветок папоротника, пугает человека.
Чародейный папоротник считался могущественным средством для поиска кладов, а также для того, чтобы сделать человека невидимым.
НАЗЫВАЛИ И ДРУГИЕ ТРАВЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО БЫЛО СОБИРАТЬ В НОЧЬ ИВАНА КУПАЛЫ:
разрыв-трава (бальзамин), перед которой, по поверью, не может устоять ни одна дверь, ни один замок;
иван-да-марья – символ мистического союза стихий огня и воды;
петровы батоги (цикорий), подобно цветку папоротника, делающий человека невидимым и защищающий от вражеского оружия;
петров крест, оберегающий от нечисти, колдунов и всякого злого человека;
тирлич (золототысячник), незаменимый для ведьм, которые с помощью этой травы оборачивались животными;
плакун (дербенник), использовавшийся для изгнания разбушевавшегося домового и отгона духов, стерегущих клады;
адамова голова (мандрагора), применявшаяся охотниками, которые окуривали ею ружья, чтобы стрелять без промаха;
девятисил (девясил), использовавшийся в самых разнообразных целях, в том числе для приворотов.
Собирали травы в волшебную ночь на Ивана Купалу не одни лишь знахари и ведуны, но и все желающие, чтобы использовать их потом для лечения, ворожбы, а также в качестве оберега. Собранные по ивановской росе травы хранили под крышей дома, чтобы таким образом защитить жилище от непогоды и молнии. Собранными травами окуривали себя и скот, желая защититься от вредоносной магии. В купальских венках, которые девушки плели на праздник, использовались различные травы-обереги, такие, как полынь, зверобой, мята.
В НОЧЬ НА ИЮНЬСКИЙ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ ДЕВУШКИ С ПОМОЩЬЮ ТРАВ ГАДАЛИ О СУЖЕНЫХ.
Например, собирали под Иванов день 12 разных трав, в число которых должны были входить папоротник и чертополох. Чтобы увидеть своего суженого во сне, на ночь клали эти травы под подушку с таким приговором: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Еще советовали не глядя набрать в полночь любых цветов и трав и положить их под подушку. Если наутро оказывалось, что девушке посчастливилось набрать 12 разных видов растений, это значило, что она в тот же год обязательно выйдет замуж.
СБОР ТРАВ В НОЧЬ ПРАЗДНИКА ИВАНА КУПАЛЫ ОБСТАВЛЯЛСЯ ОСОБЫМИ РИТУАЛАМИ.
Например, обычай требовал поститься несколько дней перед заветной ночью. Травы и коренья нужно было собирать без использования железных предметов и, конечно, не забыв читать магический заговор, в котором необходимо было попросить у матери-земли благословения на сбор целебных трав. Тем, кто собирал травы утром Иванова дня по росе, следовало делать это прежде восхода солнца, ведь после того, как лучи восходящего светила коснутся трав, последние утратят свою силу.
Согласно со старины дошедшему поверью, в ночь на Ивана Купалу, когда все цветущее достигает высшей силы расцвета, незадолго до полуночи на кусте папоротника появляется почка. С наступлением же полуночи почка с треском раскроется, и таинственный цветок озарит все вокруг себя ярким светом… Цветет Иванов цвет совсем недолго, а именно столько времени, сколько нужно, чтобы успеть прочесть три главные молитвы – «Верую», «Отче наш» и «Богородице Дево». Только в это время человек может сорвать огненный цвет. Схватив его, он должен бежать, не оглядываясь при этом назад, какие бы страшные крики и звуки он не слышал за спиной. Рассказывали, что это нечистая сила, желая сама получить цветок папоротника, пугает человека.
Чародейный папоротник считался могущественным средством для поиска кладов, а также для того, чтобы сделать человека невидимым.
НАЗЫВАЛИ И ДРУГИЕ ТРАВЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО БЫЛО СОБИРАТЬ В НОЧЬ ИВАНА КУПАЛЫ:
разрыв-трава (бальзамин), перед которой, по поверью, не может устоять ни одна дверь, ни один замок;
иван-да-марья – символ мистического союза стихий огня и воды;
петровы батоги (цикорий), подобно цветку папоротника, делающий человека невидимым и защищающий от вражеского оружия;
петров крест, оберегающий от нечисти, колдунов и всякого злого человека;
тирлич (золототысячник), незаменимый для ведьм, которые с помощью этой травы оборачивались животными;
плакун (дербенник), использовавшийся для изгнания разбушевавшегося домового и отгона духов, стерегущих клады;
адамова голова (мандрагора), применявшаяся охотниками, которые окуривали ею ружья, чтобы стрелять без промаха;
девятисил (девясил), использовавшийся в самых разнообразных целях, в том числе для приворотов.
Собирали травы в волшебную ночь на Ивана Купалу не одни лишь знахари и ведуны, но и все желающие, чтобы использовать их потом для лечения, ворожбы, а также в качестве оберега. Собранные по ивановской росе травы хранили под крышей дома, чтобы таким образом защитить жилище от непогоды и молнии. Собранными травами окуривали себя и скот, желая защититься от вредоносной магии. В купальских венках, которые девушки плели на праздник, использовались различные травы-обереги, такие, как полынь, зверобой, мята.
В НОЧЬ НА ИЮНЬСКИЙ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ ДЕВУШКИ С ПОМОЩЬЮ ТРАВ ГАДАЛИ О СУЖЕНЫХ.
Например, собирали под Иванов день 12 разных трав, в число которых должны были входить папоротник и чертополох. Чтобы увидеть своего суженого во сне, на ночь клали эти травы под подушку с таким приговором: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Еще советовали не глядя набрать в полночь любых цветов и трав и положить их под подушку. Если наутро оказывалось, что девушке посчастливилось набрать 12 разных видов растений, это значило, что она в тот же год обязательно выйдет замуж.