Календарные праздники и обряды: Сентябрь
Славяне называли сентябрь вереснем из-за обилия цветущего вереска. Иногда его называли ревун, из-за ревущих ветров.
День Рода и Рожаницы приметы
8 сентября в славянских селениях отмечали день Рода и Рожаниц. Род – великий бог-создатель всего живого, родитель всех богов, олицетворение нерушимой связи между предками и потомками, почитался как покровитель семьи, защитник рода и распорядитель судеб. Его спутницы, или по другой версии дочери, Рожаницы, считались богинями судьбы по аналогии с греческими мойрами, предвещая судьбу всем новорожденным.
Гороскоп на сегодня и завтра поможет сделать правильный выбор и получить желаемое....читать
Чтобы задобрить Рожаниц, в доме, где ждали пополнения семейства, стелили на стол чистую скатерть и ставили угощение – хлеб, творог, каши, вино. Рода и Рожаниц просили о благополучии для новорожденного, о здоровье близких, о процветании рода. Традиционно совершали и поминальную требу о многочисленных предках.
Во время обрядовых молений обращались к Рожаницам:
Мать пресвятая, прими эти хлеб, и сыр, и вино, положи в колыбель детям добрые сны.
Мать пресвятая, прими эти хлеб, и творог, и мед, свяжи наши судьбы со счастливой Долей.
Ритуал лосиная охота
Еще одним ритуалом, отражающим единство и силу племени, была обрядовая «лосиная охота». Двух девушек наряжали в лосих (олених) и отправляли в лес. На их поимку вызывались лучшие юноши-охотники. Поймав одну «лосиху», ее сразу же с шутками отпускали, а поймав вторую, вели сначала в капище, показать богам, и только потом освобождали, пожурив, что измотала парней погоней. После чего, наконец-то, начиналось праздничное застолье с обильной едой и хмелем, а затем песни и пляски. Обязательно водили хороводы, в центре которых находилась старшая в роду или в общине женщина с овсяным хлебом в руках. По завершению танца она раздавала всем хлеб, который, как считалось, обретал силу исцелять.
Приметы на Семенов день
В сентябре славяне начинали справлять Осенины, праздники, посвященные проводам лета и встречи осени. Первым из Осенин был Семенов день, отмечавшийся 14 сентября (по новому календарю). К этому времени заканчивались полевые работы, начинались сбор и заготовка овощей, можно было больше времени проводить с родными, что отразилось в большом количестве семейных обрядов.
В Семенов день совершались «постриг» и «сажание на коня». Мальчикам, которым исполнилось 4 года, выстригали прядь волос на темени, после чего отец или старший мужчина в роду, сажали их на оседланного жеребца и давали немного проехаться верхом. То-то радости было! Потом, за празднично накрытым столом, преломляли пироги с пожеланием «новопостриженному» всяческого благополучия.
Еще на Семена совершали обряд «похороны мух», носивший шуточный характер. Девушки укладывали муху в гробик из моркови, репы или свеклы, и с притворным плачем закапывали ее в землю. Существовала поговорка «закопаешь муху по осени – другие кусаться не будут».
Неопалимая Купина народные приметы на 17 сентября
По православному календарю семнадцатого сентября – это день празднования в честь иконы Божией Матери, которая имеет название «Неопалимая Купина». Также в этот день православная церковь почитает святого мученика Вавила, супругу его Христодулу, а также трех их сыновей.
В народном славянском календаре этот день имеет сразу несколько названий. Помимо праздника Неопалимой Купины, семнадцатое сентября также носит называния день Вавила, луков день, а также день острых вил.
Луковый день приметы
Этот день был достаточно важным в жизни земледельцев, так как именно семнадцатого сентября проходил первый сбор урожая лука, именно поэтому и возникло одно из названий дня – Луковый.
В народе «Неопалимая Купина» являлась распорядительницей стихией огня. Именно поэтому эта икона оберегала деревянные дома от пожаров и попаданий молнии. В этот день было принято особенно усиленно молиться святому образу о защите семейства и хозяйства от любого огня. Также, если в деревне случался пожар, было принято носить икону вокруг горящего здания, прося у «Неопалимой Купины» защиты и власти над появившимся огнем.
Также люди верили, что «Неопалимая Купина» может не только защитить от огня, но и вызвать его при необходимости. Иногда, во время засушливого лета, люди просили у иконы грозы и дождя. От этого, многие культуры называют данную икону «Громницей». Семнадцатого сентября в народе было принято заказывать в церкви молебен для защиты себя и своих близких.
Приметы на Вавилов день
Святой Вавил считался на Руси покровителем домашнего хозяйства. Именно поэтому в Вавилов день люди также молились святому, прося его о защите хозяйства и обильном урожае. После молитвы деревенские мужчины ходили по хлевам, проверяя сеновалы и стога. Считалось, что на протяжении холодов, нечистая сила пряталась в стогах сена от мороза, а также вредила домашнему скоту. Пошевелив вилами сено в Вавилов день, люди прогоняли со своих сеновалов пригревшуюся за зиму нечисть. Также считалось, если с острыми вилами выйти во двор, то бесы и другая нечисть испугаются, и побегут со двора, а также, больше не смогут вернуться на эту землю чтобы снова поселиться в хлеву.
Также в народе читалось, что если при шевелении сена, вилы наткнутся в стогу на что-либо твердое, это означало что в этом стогу всю зиму пряталась Кумоха, приносящая в дом болезни. По поверьям Кумоха живет в болотистой местности леса вместе со своими двенадцатью сестрами-лихорадками. Поселившись в стогу сена, Кумоха может приносить в дом простуды и другие болезни. Тщательно пошевелив сено вилами, люди верили, что таким образом можно прогнать нечистую силу и уберечься от простуд на долгое время.
Народные приметы на 18 сентября
Восемнадцатое сентября по православному календарю – день почитания пророка Захария и его жены Елизаветы – родителей Иоанна Крестителя.
Традиции и приметы на восемнадцатое сентября
В этот день было принято молиться святым Захарию и Елизавете, прося у них о ребенке. Чаще всего молитвы совершались теми семьями и парами, которые долгое время не могли зачать ребенка. Также этим святым принято молиться в тех случаях, когда беременность и роды проходят тяжело.
Согласно поверьям, Захарий был поражен высшими силами за то, что сомневался в рождении сына, получив невозможность говорить. Обрести голос он смог лишь тогда, когда его жена Елизавета родила ребенка.
Восемнадцатое сентября считается энергетически сильным днем. В этот день было принято гадать или проводить какие-либо обряды. Также этот день был особенно загруженным у различных знахарей, ведунов и гадалок, так как те люди, не имеющие знаний в магической практике, приходили с вопросами к профессионалам.
Народные приметы в день Кумоха
По народному календарю восемнадцатое сентября носит название день Кумокин или Кумохин. Народные поверья гласили, что в этот день Кумоха – так в древности называли лихорадку – выходила из своего лесного укрытия и нападала на встречных женщин. Сама Кумоха обычно принимала облик пожилой странницы, которая просила у встречной девушки хлеба, или же ночлега. Если Кумоха попадала в дом, то приносила в семью различные заболевания.
Кумоха, согласно поверьям, является сестрой двенадцати лихорадок, которые имели человеческие обличаи. Каждая из них представлялась людьми в виде старой женщины с седыми распущенными волосами – в старину распущенные волосы считались признаком того, что женщина имеет связь с нечистой силой. Приданья о двенадцати лихорадках вовсе не случайны, и напрямую связаны с именем святых, почитаемых в этот день. Согласно библейским текстам, поверье исходит от двенадцати дочерей царя Ирода, который отдал приказ о казни Иоанна Крестителя.
Люди верили, что Кумоха является близкой подругой Лешего, и живет недалеко от него в лесной болотистой местности. Для того чтобы уберечь свою семью и дом от Кумохи, на восемнадцатое сентября было принято сильно растапливать бани и париться березовыми вениками. Такие манипуляции считались главной защитой и гарантией отсутствия болезней, ведь береза у древних людей считалась одним из самых целебных растений, и применялась при самых различных заболеваниях.