Как воспринимать свой брак
Мы заблуждаемся, когда ожидаем, что:
Брак удовлетворит сполна все наши физические и духовные потребности, что само по себе означало бы для нас счастье и уверенность.
Но оказывается, что супружество – это процесс, в котором духовное неотторжимо от физического. На каждом этапе совместной жизни на передний план выступают потребности, которые отнюдь не есть только эгоистичные желания, удовлетворение которых – наша личная проблема. По мере роста брачного стажа потребности усложняются, изменяется их актуальность, но они всегда проистекают одна из другой. Так что пренебрежение к вчерашним потребностям обессиливает сегодняшние, ибо они не просто обслуживают, но и развивают, становятся основой их непрерывного обогащения.
Как воспринимать свой брак
Супружеская мудрость выражается в осознании того, что путь к счастью и гармонии в браке заключается именно в несовершенстве супругов, что фактически и объясняет сосуществование их друг с другом. Однако счастье и гармония выражаются не только в том, что мы постигли вместе, но и в том, что мы вместе хранили. Счастье и гармония не даются свыше, а заслуживаются. Они – личная награда счастья и гармонии, которыми мы оградили нашего спутника. Поэтому мы никогда не можем быть счастливы вполне, если один из супругов несчастен.
Мы всегда должны рассчитывать на любовь, заботу, признание и поддержку спутника жизни.
Но уверенность эта слишком хрупка, если мы воспринимаем ее как ниспосланную нам неизменную добродетель. Можно только предположить, что мы можем до бесконечности дискредитировать себя как личность и в то же время оставаться слепо любимым, владеть неограниченным правом быть в семье желанным и при этом нас станут поддерживать даже в поступках, разрушающих брак. С нами живет человек, которого мы с нашей эгоистичной уверенностью в том, что он наш вечный должник, можем легко превратить из союзника во врага.
И при этом никогда не почувствуем себя одинокими.
Но то, что в браке мы совершенно одиноки, совсем не означает, что мы не можем иногда чувствовать себя одинокими душевно – когда в чем-то мы разобрались не совсем до конца, когда наше доброе намерение неожиданно для нас оборачивается вдруг злонамерением, когда становится совершенно очевидным, что мы говорим на разных языках, когда, пусть хотя бы на миг, мы ощутим нагромождение разных недоразумений и неурядиц в наших отношениях.
Точно так же мы можем ощутить себя совершенно одинокими, когда обнаружим, что взвалили на себя ношу, для которой у нас явно недостаточно сил; когда особенно остро мы ощущаем желание поскорее окунуться в благополучие семьи, которое чаще всего мы представляем себе в виде материального достатка. И проблема здесь, конечно, не в одиночестве, сопутствующем нам, а в причинах, которыми оно рождено. В объяснениях, которые мы ищем, чтобы объяснить его. В средствах, которыми мы можем преодолеть его.
Как воспринимать свой брак. Наша человеческая мудрость проявится вполне, если мы не будем ставить знак равенства между охватившим нас чувством одиночества и нашим партнером. Если мы не споткнемся на мысли, что с другим мы, несомненно, жили бы душа в душу, друг для друга всю жизнь…
Но проблема вовсе не в нравственной лабильности нашего партнера или в неотразимых качествах гипотетического Третьего, который угрожает супружеской верности. Совсем не случайно мы ловим себя на мысли, что мы готовы простить появившееся у нас физическое влечение, но никогда не можем смириться с духовной изменой. Потому что она означает подмену нашей личности. Именно поэтому у нас появляется порой желание узурпировать мысли нашего партнера, чтобы прочно обеспечить в них наше собственное присутствие.
При этом мы редко даем себе отчет в том, что сила этого влечения целиком зависит от нас самих. И уж если такая проблема появилась, мы не можем ликвидировать ее запретами или угрозами. Не можем обойти стороной, стараясь не заметить ее или как-то обессилить, противопоставив свое увлечение «на стороне».
Так что мудрость наша реализуется в дело, если мы сумеем сменить стереотип наших супружеских отношений, не разрушая семьи. Если нам удастся понять, что стоит в основе появившегося внесупружеского увлечения – то ли это внезапно вспыхнувшее физическое влечение, то ли открытие духовного побратима.
Брак удовлетворит сполна все наши физические и духовные потребности, что само по себе означало бы для нас счастье и уверенность.
Но оказывается, что супружество – это процесс, в котором духовное неотторжимо от физического. На каждом этапе совместной жизни на передний план выступают потребности, которые отнюдь не есть только эгоистичные желания, удовлетворение которых – наша личная проблема. По мере роста брачного стажа потребности усложняются, изменяется их актуальность, но они всегда проистекают одна из другой. Так что пренебрежение к вчерашним потребностям обессиливает сегодняшние, ибо они не просто обслуживают, но и развивают, становятся основой их непрерывного обогащения.
Как воспринимать свой брак
Супружеская мудрость выражается в осознании того, что путь к счастью и гармонии в браке заключается именно в несовершенстве супругов, что фактически и объясняет сосуществование их друг с другом. Однако счастье и гармония выражаются не только в том, что мы постигли вместе, но и в том, что мы вместе хранили. Счастье и гармония не даются свыше, а заслуживаются. Они – личная награда счастья и гармонии, которыми мы оградили нашего спутника. Поэтому мы никогда не можем быть счастливы вполне, если один из супругов несчастен.
Мы всегда должны рассчитывать на любовь, заботу, признание и поддержку спутника жизни.
Но уверенность эта слишком хрупка, если мы воспринимаем ее как ниспосланную нам неизменную добродетель. Можно только предположить, что мы можем до бесконечности дискредитировать себя как личность и в то же время оставаться слепо любимым, владеть неограниченным правом быть в семье желанным и при этом нас станут поддерживать даже в поступках, разрушающих брак. С нами живет человек, которого мы с нашей эгоистичной уверенностью в том, что он наш вечный должник, можем легко превратить из союзника во врага.
И при этом никогда не почувствуем себя одинокими.
Но то, что в браке мы совершенно одиноки, совсем не означает, что мы не можем иногда чувствовать себя одинокими душевно – когда в чем-то мы разобрались не совсем до конца, когда наше доброе намерение неожиданно для нас оборачивается вдруг злонамерением, когда становится совершенно очевидным, что мы говорим на разных языках, когда, пусть хотя бы на миг, мы ощутим нагромождение разных недоразумений и неурядиц в наших отношениях.
Точно так же мы можем ощутить себя совершенно одинокими, когда обнаружим, что взвалили на себя ношу, для которой у нас явно недостаточно сил; когда особенно остро мы ощущаем желание поскорее окунуться в благополучие семьи, которое чаще всего мы представляем себе в виде материального достатка. И проблема здесь, конечно, не в одиночестве, сопутствующем нам, а в причинах, которыми оно рождено. В объяснениях, которые мы ищем, чтобы объяснить его. В средствах, которыми мы можем преодолеть его.
Как воспринимать свой брак. Наша человеческая мудрость проявится вполне, если мы не будем ставить знак равенства между охватившим нас чувством одиночества и нашим партнером. Если мы не споткнемся на мысли, что с другим мы, несомненно, жили бы душа в душу, друг для друга всю жизнь…
Но проблема вовсе не в нравственной лабильности нашего партнера или в неотразимых качествах гипотетического Третьего, который угрожает супружеской верности. Совсем не случайно мы ловим себя на мысли, что мы готовы простить появившееся у нас физическое влечение, но никогда не можем смириться с духовной изменой. Потому что она означает подмену нашей личности. Именно поэтому у нас появляется порой желание узурпировать мысли нашего партнера, чтобы прочно обеспечить в них наше собственное присутствие.
При этом мы редко даем себе отчет в том, что сила этого влечения целиком зависит от нас самих. И уж если такая проблема появилась, мы не можем ликвидировать ее запретами или угрозами. Не можем обойти стороной, стараясь не заметить ее или как-то обессилить, противопоставив свое увлечение «на стороне».
Так что мудрость наша реализуется в дело, если мы сумеем сменить стереотип наших супружеских отношений, не разрушая семьи. Если нам удастся понять, что стоит в основе появившегося внесупружеского увлечения – то ли это внезапно вспыхнувшее физическое влечение, то ли открытие духовного побратима.