Как реагировать на влюбленность ребенка
Ко мне пришла на консультацию мать. Учительница болгарского языка. До сих пор у нее не было никаких проблем со своей дочерью-семиклассницей, но вот как-то случайно среди ее тетрадок она наткнулась на листок, на котором по меньшей мере сто раз было написано: «Люблю Владимира!» Женщина испугалась, рассказала мужу, вместе обсудили и разработали план действий. Конечно, начали за ней следить. («Делали мы это очень осторожно, она ни о чем не догадывалась!»)
Но подобные листочки, даже целые страницы с признаниями «всплывали» в самых различных тетрадях. Надеялись, что все пройдет само собой – чего не случается теперь с нашими детьми-акселератами. И все-таки испугались: как бы не было поздно, не упустить бы дочь.
Что делать
Попробовали ее «прижать», хотели объяснить, что слишком рано думать о таких вещах и причинять родителям волнения. Она расплакалась и перестала с нами разговаривать, заперлась у себя в комнате, отказалась от еды. Прошло несколько дней, пока она успокоилась. Поняла, что без нас ей не обойтись и в конце концов нужно прислушаться и к нашим словам. С утра я отводила ее в школу, отец ее ждал после уроков. Поделились своими тревогами с ее классной руководительницей, а та, представляете, взяла и выставила дочь перед всем классом. И отругала ее на чем свет стоит. Теперь она вообще не хочет ходить в школу. Не хочет и на нас смотреть. У меня такое чувство, что она может из дома убежать… Что делать?
Мне, по-видимому, надо было быть с этой матерью откровенным до конца: «Вместе с классной руководительницей вы можете сдать свои дипломы без всяких угрызений совести!» (Правда, потом учительница себя долго укоряла за свою педагогическую близорукость. Да и за человеческую тоже. ) И если бы я сел сейчас писать на эту тему, то я прежде всего поделился бы своим наблюдением, из которого следует, что очень часто влюбленность наших детей становится таким событием, которое надолго отдаляет нас от них. Разумеется, можно и растопить лед, образовавшийся между нами от неумения общаться.
Еще рано
Все дело в том, что в природе все устроено гармонично даже без наших, часто достаточно путаных педагогических мудрствований. Почему же мы считаем, что нашему ребенку рано влюбляться? Потому что сверхосторожный и сверхзаботливый родитель считает, что его дочь (или сын) в данный момент должна решать другие проблемы. Эта «любовная история» может его только выбить из колеи. Всему свое время.
Однако любовь (не торопитесь путать с эротикой) не ждет. Трехлетнему мальчугану уже нравится какая-нибудь девочка или мальчик. К семи – восьми годам ребенок проявляет свою любовь через знаки нежности. Желание дарить подарки, с которыми ни за что на свете не хотел бы расстаться, неподвластное нашему надзору стремление к общению. Хотя в следующий миг «дама» может вскрикнуть от боли, потому что «кавалер» сильно дернул ее за косу.
К двенадцати – тринадцати годам вспыхивает звезда фетишизма. На передний план выступает горячий интерес к объекту любви. Но этот интерес пока еще не повернул увеличительного стекла к незаменимости и уникальности его как личности. Выбор и влюбленность могут подпасть под неосознанный диктат какого-нибудь внешнего качества – длины и цвета волос, умения одеваться, физических данных и т. п. (Впрочем, этот диктат нас преследует и в более зрелом возрасте. ) Любовь легко «перескакивает» с объекта на объект, что, несомненно, означает несерьезность и поверхностность чувств.
Мальчику может нравиться одновременно и подруга его избранницы, но подобное раздвоение нисколько не обедняет его первое чувство. Стремление к общению и к совместной деятельности особенно подчеркнуто. Как и желание взаимопомощи. Поэтому нет ничего странного, если «отличник», которому понравилась «троечница», добровольно принял на себя обязанность помогать ей, пусть даже в ущерб собственной успеваемости. Но не менее поразительны и обратные случаи! И нет ничего удивительного, что теперь мы чаще видим ребенка, витающего в облаках. Ничего удивительного и в том, что нам по нескольку раз приходится задавать ему один и тот же вопрос. Больше того: «внезапно» он начнет вести дневник, который старательно прячет. Без причины раздражается – это тот период, когда легко воспламеняется ревность.
Как реагировать на влюбленность ребенка. Не паникуйте
Влюбленный ценит прежде всего общение с объектом предпочтения, стремится уединиться с ним, чтобы обсудить вместе различные проблемы – ореол абстрактности и романтичности вокруг тем разговора настолько велик, насколько высок градус влюбленности.
Так что не надо бить преждевременную тревогу, если мы вдруг обнаружим, что наш малолетний сын влюбился. Просто надо принять к сведению, что более ранние этапы его влюбленности прошли незаметно для нас. И посему сделаем для себя соответствующие выводы. Детская влюбленность никогда не преждевременна, как нам часто кажется. Иначе говоря, необходима ступенька на пути осознания своей половой роли, ступенька истинного университета в отношениях между полами, жизненно важная подготовка к зрелости.
И еще одно: думаю, что любой родитель должен незамедлительно призвать на помощь доктора, если его сын или дочь спросит у него: «Мама (папа), можно влюбиться?» Говорю это со всей серьезностью.
Но подобные листочки, даже целые страницы с признаниями «всплывали» в самых различных тетрадях. Надеялись, что все пройдет само собой – чего не случается теперь с нашими детьми-акселератами. И все-таки испугались: как бы не было поздно, не упустить бы дочь.
Что делать
Попробовали ее «прижать», хотели объяснить, что слишком рано думать о таких вещах и причинять родителям волнения. Она расплакалась и перестала с нами разговаривать, заперлась у себя в комнате, отказалась от еды. Прошло несколько дней, пока она успокоилась. Поняла, что без нас ей не обойтись и в конце концов нужно прислушаться и к нашим словам. С утра я отводила ее в школу, отец ее ждал после уроков. Поделились своими тревогами с ее классной руководительницей, а та, представляете, взяла и выставила дочь перед всем классом. И отругала ее на чем свет стоит. Теперь она вообще не хочет ходить в школу. Не хочет и на нас смотреть. У меня такое чувство, что она может из дома убежать… Что делать?
Мне, по-видимому, надо было быть с этой матерью откровенным до конца: «Вместе с классной руководительницей вы можете сдать свои дипломы без всяких угрызений совести!» (Правда, потом учительница себя долго укоряла за свою педагогическую близорукость. Да и за человеческую тоже. ) И если бы я сел сейчас писать на эту тему, то я прежде всего поделился бы своим наблюдением, из которого следует, что очень часто влюбленность наших детей становится таким событием, которое надолго отдаляет нас от них. Разумеется, можно и растопить лед, образовавшийся между нами от неумения общаться.
Еще рано
Все дело в том, что в природе все устроено гармонично даже без наших, часто достаточно путаных педагогических мудрствований. Почему же мы считаем, что нашему ребенку рано влюбляться? Потому что сверхосторожный и сверхзаботливый родитель считает, что его дочь (или сын) в данный момент должна решать другие проблемы. Эта «любовная история» может его только выбить из колеи. Всему свое время.
Однако любовь (не торопитесь путать с эротикой) не ждет. Трехлетнему мальчугану уже нравится какая-нибудь девочка или мальчик. К семи – восьми годам ребенок проявляет свою любовь через знаки нежности. Желание дарить подарки, с которыми ни за что на свете не хотел бы расстаться, неподвластное нашему надзору стремление к общению. Хотя в следующий миг «дама» может вскрикнуть от боли, потому что «кавалер» сильно дернул ее за косу.
К двенадцати – тринадцати годам вспыхивает звезда фетишизма. На передний план выступает горячий интерес к объекту любви. Но этот интерес пока еще не повернул увеличительного стекла к незаменимости и уникальности его как личности. Выбор и влюбленность могут подпасть под неосознанный диктат какого-нибудь внешнего качества – длины и цвета волос, умения одеваться, физических данных и т. п. (Впрочем, этот диктат нас преследует и в более зрелом возрасте. ) Любовь легко «перескакивает» с объекта на объект, что, несомненно, означает несерьезность и поверхностность чувств.
Мальчику может нравиться одновременно и подруга его избранницы, но подобное раздвоение нисколько не обедняет его первое чувство. Стремление к общению и к совместной деятельности особенно подчеркнуто. Как и желание взаимопомощи. Поэтому нет ничего странного, если «отличник», которому понравилась «троечница», добровольно принял на себя обязанность помогать ей, пусть даже в ущерб собственной успеваемости. Но не менее поразительны и обратные случаи! И нет ничего удивительного, что теперь мы чаще видим ребенка, витающего в облаках. Ничего удивительного и в том, что нам по нескольку раз приходится задавать ему один и тот же вопрос. Больше того: «внезапно» он начнет вести дневник, который старательно прячет. Без причины раздражается – это тот период, когда легко воспламеняется ревность.
Как реагировать на влюбленность ребенка. Не паникуйте
Влюбленный ценит прежде всего общение с объектом предпочтения, стремится уединиться с ним, чтобы обсудить вместе различные проблемы – ореол абстрактности и романтичности вокруг тем разговора настолько велик, насколько высок градус влюбленности.
Так что не надо бить преждевременную тревогу, если мы вдруг обнаружим, что наш малолетний сын влюбился. Просто надо принять к сведению, что более ранние этапы его влюбленности прошли незаметно для нас. И посему сделаем для себя соответствующие выводы. Детская влюбленность никогда не преждевременна, как нам часто кажется. Иначе говоря, необходима ступенька на пути осознания своей половой роли, ступенька истинного университета в отношениях между полами, жизненно важная подготовка к зрелости.
И еще одно: думаю, что любой родитель должен незамедлительно призвать на помощь доктора, если его сын или дочь спросит у него: «Мама (папа), можно влюбиться?» Говорю это со всей серьезностью.