Как правильно наказать ребенка
Наказание не обязательно должно быть физическим. К нему привыкают, к нему приспосабливаются. Ребенок, о котором я рассказывал, предпочитал получить взбучку, но страстно желал, чтоб потом его оставили в покое. Такое наказание ставит точку в ответственности за проступок, снимает эту ответственность и не требует от ребенка впредь никаких нравственных усилий – ему не надо целыми днями быть распятым между сердитым молчанием и угрожающими укорами или постоянно выслушивать, как «читают мораль».
Как правильно наказать ребенка разными способами
Есть и другие наказания, которые напоминают некий психический пресс. В 1919 году чешский писатель Франц Кафка написал знаменитое «Письмо моему отцу». В нем он вспоминает о нескольких таких наказаниях-испытаниях.
Наказания запугиванием и угрозами. «Верно, ты вообще меня не бил. Но крики, возбуждение на твоем лице, быстрое скидывание подтяжек и вывешивание их на спинку стула, где они всегда висели в ожидании момента, были для меня едва ли не самым худшим. Вдобавок ко всему, в меня вселялось огромное чувство вины из-за того, что накопилось немало случаев, когда по твоему ясно выраженному мнению я заслуживал порки, но от которой был избавлен в последний момент лишь благодаря твоей милости». Так, несвершившаяся угроза того, что может свершиться, непрерывно разъедает, давит, угнетает ребенка.
Наказание иронией. С ее помощью уверенно демонстрируется превосходство более старшего. Унижения совершаются в утонченной форме. Уязвимые места детского самолюбия нам известны (а ведь он шел к нам за помощью), и поэтому нам только остается использовать их в целях наказания. В известной мере человек несет наказание прежде, чем он вообще понял, за что, что плохого он совершил.
Наказание через жалобы и жалость к себе. Это наказание быстро травмирует детскую психику. Подросток с трудом переносит сцену, подобную этой: перед ним стоит большой, взрослый горемыка и ноет, как он много выстрадал только лишь для того, чтобы сделать добро своему чаду. И за это он заслужил от него черную неблагодарность.
[Вопросы не для анкеты: Вы ждете благодарности от детей сразу же или вообще когда-нибудь? То, что вы пережили, имеет что-то общее (и что) с благодарностью ваших детей? Сердит ли вас неблагодарность?]
И вот бумеранг: ребенок привыкает воспринимать не совсем серьезно именно такие вещи, которые должен был бы воспринимать как вполне серьезные. Самопожертвование, долг, ответственность, боль, сопереживание, обязательность, забота – все это не передается по наследству, не «переливается» генетически, а привносится через переживания. Но не через жесткие приемы наказания.
Когда действительно ты оказываешься в опасности, а до того много раз злоупотреблял готовностью окружающих помочь тебе – помощи не жди! Другая сторона – это душевность ребенка, который под шквалом жалоб постепенно перестает нас слушать, потом – слушаться и в конце концов – понимать. Запомните: ребенок не любит жалеющего себя взрослого (мы тоже!). В тот же момент он бесцеремонно спросит: зачем ты меня тогда создал, если не хотел иметь забот, если знал, что не справишься, и почему в таком случае все время говоришь «мой ребенок»?
Как правильно наказать ребенка. Наказание посредством примера. Увы, далеко не каждый способен воспитать пример. Вернее, не всегда в желаемом направлении. Рассказ о вашем безрадостном детстве ребенка уже редко волнует. А соответствующий случаю пример трудно подобрать. Кроме того, пример теряет свое воздействие, если его подали преднамеренно назидательным. Нельзя наказывать и пугать одновременно: «Вот, гляди на Ваську из 22-й квартиры! Вот тебе пример!» Воздействовать таким образом бесполезно. Примеры – не иллюстрация и не доказательство. Примеры из нашей жизни и опыта других есть не более чем альтернативы поведения.
Подросток не хочет поступать так, как поступали все. Для него трудности, недостатки, борьба означают нечто другое. Это существенно, и это надо постараться понять и помнить. Иногда дети убегают из дома, пытаются жить, «как взрослые», в основном из соблазна найти развлечения; бросают школу, но не устраиваются на работу, заранее зная, что покинутые, испуганные родители скоро сменят гнев на милость.
Наши дети не могут идти по нашему пути. У них есть и всегда будут «свои» лишения, трудности и проблемы. Своими примерами, к сожалению, мы даем им неправильные представления о жизни, ограждаем их словесным частоколом и в ответ на ил послушание обрекаем их на беспомощность.
Как правильно наказать ребенка разными способами
Есть и другие наказания, которые напоминают некий психический пресс. В 1919 году чешский писатель Франц Кафка написал знаменитое «Письмо моему отцу». В нем он вспоминает о нескольких таких наказаниях-испытаниях.
Наказания запугиванием и угрозами. «Верно, ты вообще меня не бил. Но крики, возбуждение на твоем лице, быстрое скидывание подтяжек и вывешивание их на спинку стула, где они всегда висели в ожидании момента, были для меня едва ли не самым худшим. Вдобавок ко всему, в меня вселялось огромное чувство вины из-за того, что накопилось немало случаев, когда по твоему ясно выраженному мнению я заслуживал порки, но от которой был избавлен в последний момент лишь благодаря твоей милости». Так, несвершившаяся угроза того, что может свершиться, непрерывно разъедает, давит, угнетает ребенка.
Наказание иронией. С ее помощью уверенно демонстрируется превосходство более старшего. Унижения совершаются в утонченной форме. Уязвимые места детского самолюбия нам известны (а ведь он шел к нам за помощью), и поэтому нам только остается использовать их в целях наказания. В известной мере человек несет наказание прежде, чем он вообще понял, за что, что плохого он совершил.
Наказание через жалобы и жалость к себе. Это наказание быстро травмирует детскую психику. Подросток с трудом переносит сцену, подобную этой: перед ним стоит большой, взрослый горемыка и ноет, как он много выстрадал только лишь для того, чтобы сделать добро своему чаду. И за это он заслужил от него черную неблагодарность.
[Вопросы не для анкеты: Вы ждете благодарности от детей сразу же или вообще когда-нибудь? То, что вы пережили, имеет что-то общее (и что) с благодарностью ваших детей? Сердит ли вас неблагодарность?]
И вот бумеранг: ребенок привыкает воспринимать не совсем серьезно именно такие вещи, которые должен был бы воспринимать как вполне серьезные. Самопожертвование, долг, ответственность, боль, сопереживание, обязательность, забота – все это не передается по наследству, не «переливается» генетически, а привносится через переживания. Но не через жесткие приемы наказания.
Когда действительно ты оказываешься в опасности, а до того много раз злоупотреблял готовностью окружающих помочь тебе – помощи не жди! Другая сторона – это душевность ребенка, который под шквалом жалоб постепенно перестает нас слушать, потом – слушаться и в конце концов – понимать. Запомните: ребенок не любит жалеющего себя взрослого (мы тоже!). В тот же момент он бесцеремонно спросит: зачем ты меня тогда создал, если не хотел иметь забот, если знал, что не справишься, и почему в таком случае все время говоришь «мой ребенок»?
Как правильно наказать ребенка. Наказание посредством примера. Увы, далеко не каждый способен воспитать пример. Вернее, не всегда в желаемом направлении. Рассказ о вашем безрадостном детстве ребенка уже редко волнует. А соответствующий случаю пример трудно подобрать. Кроме того, пример теряет свое воздействие, если его подали преднамеренно назидательным. Нельзя наказывать и пугать одновременно: «Вот, гляди на Ваську из 22-й квартиры! Вот тебе пример!» Воздействовать таким образом бесполезно. Примеры – не иллюстрация и не доказательство. Примеры из нашей жизни и опыта других есть не более чем альтернативы поведения.
Подросток не хочет поступать так, как поступали все. Для него трудности, недостатки, борьба означают нечто другое. Это существенно, и это надо постараться понять и помнить. Иногда дети убегают из дома, пытаются жить, «как взрослые», в основном из соблазна найти развлечения; бросают школу, но не устраиваются на работу, заранее зная, что покинутые, испуганные родители скоро сменят гнев на милость.
Наши дети не могут идти по нашему пути. У них есть и всегда будут «свои» лишения, трудности и проблемы. Своими примерами, к сожалению, мы даем им неправильные представления о жизни, ограждаем их словесным частоколом и в ответ на ил послушание обрекаем их на беспомощность.