Как правильно делать наказание ребенка
Мы наказываем не столько проступок, действие, провинность сколько характер, чувства, эмоции, которые его предопределяют, сопровождают и следуют за ним и которые мы обыкновенно толкуем достаточно произвольно. Наша реакция мешает ребенку правильно осознать свое конкретное переживание, а стало быть, затрудняет и воспитание его чувств. Наше наказание в таком случае есть только отрицательное отношение к любой детской эмоции. Возникают и сопутствуют нам в этом так называемые «осужденные» эмоции – запрещенные переживания, искусственные табу, ненужные психологические барьеры.
Как правильно делать наказание ребенка
Ребенок, склонный проявлять доброту, будучи наказанным за неё, скоро будет избегать быть добрым; само понятие доброты в его сознании будет прочно связано с наказанием. Постепенно он привыкнет подавлять и скрывать свои переживания. Вполне возможно, что мы отучим его пугать окружающих своими гневными вспышками. Предположим. Ну а если понадобится его сочувствие (а это случится непременно), будем ли мы сами довольны тем, что наши сын или дочь сочувствуют нам, но выразить этого не могут? Станет ли тогда утешением нам открытие, что мы собственноручно уничтожили представления о своем «я» в нашем собственном ребенке, сделали его неспособным понимать и регулировать несоответствие между тем, что он испытывает, и тем, что, по нашему мнению, он должен испытывать?
Нарушенная ориентация эмоциональных процессов проявляется различным образом. Одним людям не дано уразуметь, как у них возникает то или иное эмоциональное состояние. Переживания овладевают ими неосознанно и словно внезапно. Они не знают, что делать с ним и с собой. Другие вполне четко определяют свои эмоции – будь то обида, возмущение или страх – как реакцию на отсутствие заинтересованности.
Третьи интерпретируют причины эмоциональных стрессов по-своему: они думают, что их гнев вызван чьим-то недостойным поведением, хотя, в сущности, недовольны они всего лишь тем, что на них кто-то не обратил внимания. Четвертые ошибочно понимают связь между эмоцией и поступком: они убеждены, что наказывают справедливо, хотя делают это исключительно для демонстрации своего превосходства.
Как правильно делать наказание ребенка. Тест на моральную зрелость
(По психологу Лоренсу Кольбергу)
Первая стадия – мы ориентированы на наказание и поощрение. Если при этом мы сумеем избежать наказания, то это уже наше достижение, победа над собой.
Вторая стадия – мы принимаем человеческие отношения как торговлю на рынке – ты мне сделал гадость, я тебе отплачу тем же!
Третья стадия – мы ориентированы на доброго человека любого пола. В этом случае мы убеждены, что наше доброе отношение доставляет радость всем окружающим.
Четвертая стадия – мы уважаем законы, порядок, авторитеты, правила. Поддерживаем установленный общественный порядок. Выполнение своих обязанностей для нас является делом первостепенной важности.
Пятая стадия – мы стремимся вникнуть в суть законов как условий общественной жизни, критически их изучаем.
Шестая стадия – мы ориентированы на универсальные этические принципы, самостоятельно их выбираем, стремимся найти общие принципы справедливости.
Теперь подумайте и прикиньте, на какой ступени мы сами находимся: не задыхаемся ли мы уже на первых ступенях? И имеем ли тогда право требовать от наших детей непременно и в кратчайший срок занять самую верхнюю ступень?
Подобные ошибки нам дорого стоят. Множество наказаний вызывают у нас головную боль и после того, как мы переросли возраст наказываемых, сами стали родителями и теперь тоже наказываем. Мудрый Лабрюер писал в своих «Характерах», что наказывать детей за несуществующие ошибки или судить их за мелкие провинности означает потерять полное доверие в их глазах и стать им ненужными. Они отлично и лучше других знают, чего заслуживают, а наказания они заслуживают только тогда, когда боятся его. Они понимают, когда их наказывают несправедливо или заслуженно, но они одинаково портятся как от несправедливого наказания, так и от безнаказанности.
И уж конечно совершенно недопустимо наказывать детей за наши собственные ошибки. Я отнюдь не защищаю всепрощающий либерализм, а думаю о тех, кто сегодня стоит перед нами с опущенной головой в напряженном ожидании того, как мы в очередной раз проявим свою родительскую волю. И даст ли это им мудрости?
Как правильно делать наказание ребенка
Ребенок, склонный проявлять доброту, будучи наказанным за неё, скоро будет избегать быть добрым; само понятие доброты в его сознании будет прочно связано с наказанием. Постепенно он привыкнет подавлять и скрывать свои переживания. Вполне возможно, что мы отучим его пугать окружающих своими гневными вспышками. Предположим. Ну а если понадобится его сочувствие (а это случится непременно), будем ли мы сами довольны тем, что наши сын или дочь сочувствуют нам, но выразить этого не могут? Станет ли тогда утешением нам открытие, что мы собственноручно уничтожили представления о своем «я» в нашем собственном ребенке, сделали его неспособным понимать и регулировать несоответствие между тем, что он испытывает, и тем, что, по нашему мнению, он должен испытывать?
Нарушенная ориентация эмоциональных процессов проявляется различным образом. Одним людям не дано уразуметь, как у них возникает то или иное эмоциональное состояние. Переживания овладевают ими неосознанно и словно внезапно. Они не знают, что делать с ним и с собой. Другие вполне четко определяют свои эмоции – будь то обида, возмущение или страх – как реакцию на отсутствие заинтересованности.
Третьи интерпретируют причины эмоциональных стрессов по-своему: они думают, что их гнев вызван чьим-то недостойным поведением, хотя, в сущности, недовольны они всего лишь тем, что на них кто-то не обратил внимания. Четвертые ошибочно понимают связь между эмоцией и поступком: они убеждены, что наказывают справедливо, хотя делают это исключительно для демонстрации своего превосходства.
Как правильно делать наказание ребенка. Тест на моральную зрелость
(По психологу Лоренсу Кольбергу)
Первая стадия – мы ориентированы на наказание и поощрение. Если при этом мы сумеем избежать наказания, то это уже наше достижение, победа над собой.
Вторая стадия – мы принимаем человеческие отношения как торговлю на рынке – ты мне сделал гадость, я тебе отплачу тем же!
Третья стадия – мы ориентированы на доброго человека любого пола. В этом случае мы убеждены, что наше доброе отношение доставляет радость всем окружающим.
Четвертая стадия – мы уважаем законы, порядок, авторитеты, правила. Поддерживаем установленный общественный порядок. Выполнение своих обязанностей для нас является делом первостепенной важности.
Пятая стадия – мы стремимся вникнуть в суть законов как условий общественной жизни, критически их изучаем.
Шестая стадия – мы ориентированы на универсальные этические принципы, самостоятельно их выбираем, стремимся найти общие принципы справедливости.
Теперь подумайте и прикиньте, на какой ступени мы сами находимся: не задыхаемся ли мы уже на первых ступенях? И имеем ли тогда право требовать от наших детей непременно и в кратчайший срок занять самую верхнюю ступень?
Подобные ошибки нам дорого стоят. Множество наказаний вызывают у нас головную боль и после того, как мы переросли возраст наказываемых, сами стали родителями и теперь тоже наказываем. Мудрый Лабрюер писал в своих «Характерах», что наказывать детей за несуществующие ошибки или судить их за мелкие провинности означает потерять полное доверие в их глазах и стать им ненужными. Они отлично и лучше других знают, чего заслуживают, а наказания они заслуживают только тогда, когда боятся его. Они понимают, когда их наказывают несправедливо или заслуженно, но они одинаково портятся как от несправедливого наказания, так и от безнаказанности.
И уж конечно совершенно недопустимо наказывать детей за наши собственные ошибки. Я отнюдь не защищаю всепрощающий либерализм, а думаю о тех, кто сегодня стоит перед нами с опущенной головой в напряженном ожидании того, как мы в очередной раз проявим свою родительскую волю. И даст ли это им мудрости?