Исторический обзор китайского искусства врачевания
Если сравнить с точки зрения хронологии сокровищницу китайского искусства врачевания и великих столпов китайской медицины с важнейшими фигурами и событиями истории западной медицины, то станет видно, что Бянь Цяо, родоначальник пульсовой диагностики, по-видимому, был современником Гиппократа, Хуа То и Чжан Чжун Цзин были современниками Галена, а брон – зовая фигура для изучения акупунктуры и прижигания была отлита, по всей вероятности, в то же самое время, когда Авиценна написал свой «Канон врачебной науки» (XI век). «Канон Желтого императора о внутренней медицине» явно и недвусмысленно обращается к кровообращению, о котором в Европе еще не будут знать добрых 1500 лет до английского врача и знатока анатомии Уильяма Харви (1578–1657). Постановка диагноза методом исследования пульса (этой китайской методике 2500 лет), анестезия, применявшаяся еще за два столетия до нашей эры, и первое применение примитивной вакцинации – все это указывает на то, что во многих отношениях китайское искусство врачевания опережало медицину Запада. Черепа, обнаруженные во время археологических раскопок, свидетельствуют также о том, что трепанацию черепа практиковали в Китае тысячи лет назад. Но если все это так, то как объяснить последовавшие прогресс западной медицины Нового времени и застой в развитии традиционного китайского искусства врачевания? Чтобы понять причины этого, необходимо четко представлять себе общественно-историческое развитие Китая. Многие полагают, что традиционное китайское искусство врачевания состоит из неких загадочных и магических знаний, которые восходят к ушедшей в небытие «золотой эре» и которые возносят его на качественно более высокий уровень, чем тот, которого достигла современная медицина. Этот взгляд ошибочен. Китайская медицина, так же как и западная, переживала период отставания в своем развитии. Не следует забывать, что медицинская наука на Западе смогла к началу Нового времени избавиться от старого схоластического подхода, ограничивающегося лишь внешним наблюдением явления, и стала привлекать эксперимент и аналитический метод, подкрепляя таким образом научные теории практическим опытом. И хотя эксперименты проводились по разработанной методике и им придавалось большое значение даже в более ранний период, главным образом алхимиками, они ставились примитивно и настолько неосознанно, что медицинские знания приобретались скорее способом накопления фактов и эмпирического подбора. Большей частью они состояли из выводов, сделанных на основании конкретного опыта, приобретенного первоначально из практики лечения специфических болезней, то есть эмпирическим путем. Обобщение в отсутствие аналитического эксперимента могло, таким образом, приводить к ошибочным выводам. Наши знания о китайской древности большей частью взяты из легенд. Конкретными свидетельствами служат археологические раскопки, которые были начаты примерно на пороге XX века. Древние остатки, извлеченные на свет, предметы утвари и гадальные кости указывают на архаичное устройство общества, еще не приобретшего государственности и в котором ван, иначе говоря, правитель, имел права и обязанности племенного вождя. Что касается хозяйственной сферы, скотоводство и землепашество имели важное значение, но по соседству с императорским дворцом развивались и процветали ремесла, которые главным образом служили делу прославления религиозных культов и укреплению императорской власти. Земля и рабы были общественной собственностью, торговля была еще не развита, а стольный град в основном служил местом, где крестьяне должны были платить налоги. Это был своеобразный патриархальный уклад, который развивался на протяжении эпохи Шан-Инь и который также был характерен для периода Чжоу, в I тысячелетии до нашей эры. В течение этого времени искусство врачевания все еще зиждилось на привычном опыте, к которому добавлялись разные новые элементы. Все это богатство практического опыта было направлено на поддержание здоровья соплеменников, рабов и крестьян, но прежде всего самого императора. Конечно, тут не обходилось и без магий, поскольку зачастую не находилось естественного объяснения заболеваний. Первые лекари были сродни шаманам, которые лучше разбирались в лечении ран и кожных заболеваний, чем внутренних болезней. Они также применяли заговоры, в которых сочетались элементы рационального и мистического. Как мы уже отмечали, то, о чем свидетельствуют гадальные кости, предполагает, что основная часть знаний в начале древнего периода имела отношение к лечению ран в области живота, болезней ушей, носа, глаз, полости рта, зубов, а также переломов костей. Каменные иглы применялись для вскрытия фурункулов и нарывов, и был известен принцип трепанации черепа. Патриархально-бюрократическое общество в Чжоуский период (XI-III века до нашей эры) характеризовалось переходом от государства с примитивной культурой к государству античного типа. История всего этого периода заполнена бесконечными войнами между различными царствами, стремившимися возвыситься друг над другом. Земля и те, кто ее обрабатывал, оставались общественной собственностью. Царь олицетворял общество. Вероятно, именно в это время учение о пяти первоэлементах, которое рассматривается в главе «Великий принцип» «Книги истории», и концепция инь-ян в приложении «Си-цзы» к «И-цзин» объединились в традиционном искусстве врачевания. Огромное влияние на общество оказал Кунцзы, или Конфуций (в латинизированном варианте произношения),– философ, живший в Чжоуский период с 551 по 479 годы до нашей эры, согласно преданию. Сам он не увековечивал свое учение на бумаге, но его ученики, наряду с прочими книгами, составили сборник «Беседы и суждения» («Лунь-юй»), который послужил важной основой для формирования общественного устройства как в то время, так и в дальнейшем. Конфуций в основном ратовал за те моральные принципы, которые позволяли осуществлять правление мирным путем. Принципы Конфуция базировались на приверженности патриархальным отношениям и родственным узам, которые объединяют живых и умерших. Согласно воззрениям философа, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти, его надлежало вернуть родителям в целости и сохранности. Это было формой выражения верности своим предкам, и в этом кроется основная причина примитивного уровня медицинских знаний в областях хирургии, акупунктуры и анатомии. В Китае экспериментировали на телах повешенных преступников, тела расчленялись, но делалось это, как и в средневековой Европе, тайно, и ампутированные части тела подлежали захоронению вместе с казненным, которо – му они принадлежали. Эти традиции продолжали существовать до китайской революции, они упоминаются как в старинных книгах, так и в новой литературе, о них также говорится в заметках путешественников. В этот период к конфуцианству добавилось еще одно философское направление, зародившееся в крестьянской среде, оно имело сильное влияние в обществе. Со временем оно стало соперничать с учением Конфуция во многих районах страны и позднее стало известно как даосизм. Эта философия представлена в философской поэме «Лао-цзы», или, как ее называли позднее, «Дао-дэ-цзинь». Считается, что ее написал мудрец по имени Лао Тань, или Лао Цзы («Старый мастер»). В этой поэме излагается концепция или принцип дао («путь»), который представлен в виде естественного закона, применимого ко всему, в противовес патриархальному порядку вещей, который проповедовал Конфуций. Это философское направление возымело огромное влияние на традиционное искусство врачевания, и оно, уже однажды отбросив свою первоначальную точку зрения об исключительности внешнего осмотра, пришло к обоснованию диаметрально противоположного утверждения, в котором нашлось место и даосской алхимии. В дохристианские эпохи в разное время в различных частях Китая отдавалось предпочтение другим методам лечения. Например, в восточной части страны, в районе современной провинции Шаньдун, лечение осуществлялось с применением каменных игл; в западной части, там, где теперь находится провинция Шэньси,– лечебными травами; на севере, на территории современной провинции Хобэй,– прижиганием; на юге, в районе современной провинции Хубэй,– металлическими иглами, а в Центральном Китае, на месте современной провинции Хэнань,– массажем. Кон-фуцианцы осуждали все методы, связанные с магией и предсказанием судьбы. Бянь Цяо усовершенствовал технику определения пульса, а философские учения также сыграли свою роль в искусстве врачевания. Патриархальная аристократия постепенно обнаружила опасного врага в лице аристократической элиты небольших городов. Аристократы богатели и рвались к власти. Именно они поддержали Цинь Шихуана, который объединил царства в 221 году до нашей эры и в 213 году сжег книги конфуцианцев с целью помешать патриархальной аристок-ратии прийти к власти (однако книги по медицине и сельскому хозяйству избежали уничтожения, так же как и гадальные книги). Династии Цинь было суждено пасть, поскольку ни культура, ни товарное производство в городах не получили развития, достаточного для поддержания ее власти. Тем не менее пришедшая ей на смену династия Хань (206 год до нашей эры – 220 год нашей эры) смогла возродить патриархальную аристократию и сохранить единство Китая. Чжан Чжун Цзин, а также первый анестезиолог Хуа То жили именно в тот период. Вступление Китая в Средние века, так же как и в Европе, было отмечено нашествием кочевых племен. Важным поворотным пунктом в духовной жизни этой эпохи было распространение буддизма, и в этот же период появились переводы важных медицинских трудов с различных языков Индии. В период династии Тан (618–907 годы нашей эры) процветали торговля и культура. И хотя государство опиралось на патриархальную систему правления, феодальные землевладельцы также имели привилегии, что означало, что их класс уже набрал силу в противовес императору. Последний, издавая указы, стремился вернуть их в лоно патриархальности и укрепить таким образом власть правящего центра, стабильное положение которого привело к значительному развитию торговли и культуры в городах. Однако крестьяне угнетались, и только те из чиновничьей среды, кто поддерживал центральное правительство, чувствовали себя в безопасности. Такие резкие социальные контрасты продолжали существовать и при династии Сун (960–1276 годы нашей эры). Развивались производство и торговля в городах страны, и создавались учреждения, подобные современным банкам. Изобретение компаса способствовало мореходству, и китайские купцы, таким образом, получили возможность захватить в свои руки часть торговли в районе южных морей, которая до этого была монополией арабов. Появились денежные купюры, которые первоначально печатались на пропитанном духами шелке. Публиковались объемные труды и энциклопедии. Жестокая борьба разгорелась между врачами по поводу различных изменений, которые вносились в древнее, передаваемое из по-коления в поколение искусство врачевания. Возрождение философии также повлияло на развитие медицинской теории. Неоконфуцианская литература излагает базовые материалистически ориентированные принципы объяснения явлений природы на основании учения об инь-ян и приписывает взаимодействию этих естественных принципов появление пяти первоэлементов (земля, огонь, вода, металл и дерево), составляющих все мироздание. Эти идеи нашли свое отражение у философа Чжоу Цзы, или Джоу Дуни (1017–1073 годы нашей эры). Другой философ того времени, Чжан Цай (1020–1077 годы нашей эры) утверждал, что начало и конец всех вещей определяются борьбой между противоположными силами инь и ян и что всякое действие в природе является результатом столкновения этих двух антиподов. Вслед за монгольским нашествием и образованием династии Юань (1280–1368 годы нашей эры) для Китая наступил период жестокого угнетения. Монгольские лидеры были против конфуцианства, и в результате огромное количество литературы и медицинских трудов, которые до этого запрещались, теперь смогли увидеть свет. В эпоху Мин (1368–1644 годы), когда монголы были изгнаны, произошел огромный подъем в развитии торговли, который, в свою очередь, привел к укреплению городов. К концу правления династии Мин Европа вступала в эру открытий. Европейские мореплаватели привозили домой пряности и лекарственные снадобья, а из Китая завезли камфору и опиум, который там первоначально использовался лишь в лечебных целях. В XVI веке в Китае начали основываться торговые компании. В 1516 году португальские суда бросили якорь у Кантона, Китай старался обособиться, отказываясь давать разрешение иностранцам заходить в его гавани. В этот период в Китае было опубликовано более 50 медицинских трудов о ветряной оспе. В середине XVI века китайские врачи установили, что жидкость из пузырчатых высыпаний или порошок, сделанный из подсохших корочек, являются мощ – ными средствами иммунизации. И этот способ борьбы с оспой стал применяться в общей медицинской практике. Иммунизацию взяли на вооружение русские врачи, впоследствии они завезли ее в Турцию. Что касается Запада, то лишь в 1717 году англичанин Эдвард Дженнер открыл способ прививки от оспы. К концу эпохи Мин выдающийся врач и фармацевт Ли Шичжень составил свою объемную фармакопею. Однако педантичная казуистика и чрезмерность философской догматики мешали прогрессу в искусстве врачевания. Медицинская доктрина достигла своего апогея в Цинский период (1644–1911 годы), перегружаясь комментариями на такие же комментарии и одновременно бичуя застой, в котором погряз Китай. В 1644 году китайская феодальная знать призвала в страну маньчжуров, чтобы с их помощью подавить массовое крестьянское восстание под руководством Цзы Чена; но маньчжуры, захватив всю власть в Китае, основали новую династию Цин (1644–1911). Они всячески угнетали китайский народ, и, опасаясь иностранного влияния, эта пра-вящая верхушка порвала все культурные и торговые связи с соседними странами, чтобы сохранить свою власть. В период правления императора Кан-си (1662–1723) деятельность многих астрономов была запрещена, потому что они ориентировались на западную астрономию. Были также изъяты книги по астрономии, которые написал и перевел на маньчжурский язык миссионер Доминик Парренен. Маньчжурские правители отдавали предпочтение китайскому языку, выпуская комментарии на классические труды. Таким образом, В период правления чужеземных императоров (почти 270 лет) китайская медицина во многом испытывала гнет наукообразной казуистики и критики, которой подвергались первоисточники. Пожалуй, единственно позитивным результатом этого было выявление того факта, что отдельные труды оказались плагиатом, и таким образом был определен их истинный возраст. После первой опиумной войны (1839–1842 годы) западные колониальные державы сохранили свой плацдарм в Китае, чем ускорили распад общественного устройства, которое существовало там не одну тысячу лет. После опиумной войны Ост-Индская компания основала больницы в Кантоне и Макао. Китай таким образом познакомился с европейской медициной, которая вызывала в стране все возрастающий интерес, особенно после введения в практику анестезии (1846 год). Однако первоначально существовало недоверие к западной медицине, вероятно, потому, что она пришла в Китай после его поражения в опиумной войне. Конец почти трехвековому правлению маньчжурской династии положила революция 1911 года. Сунь Ятсен был объявлен президентом новопровозглашенной республики. Но в 1920-е годы начались революционные сражения и гражданские войны, в результате которых в 1927 году победителем вышла партия гоминдан, а Чан Кайши стал президентом. Партию гоминдан мало заботило наследие традиционной медицины, и она заклеймила ее как ненаучную ересь. Чан Кайши даже предложил издать декрет, запрещающий практиковать врачам, остававшимся приверженцами традиционного Лекарского искусства. Однако это предложение вызвало такую бурю протеста в бывшем в то время столицей городе Нанкине, что правительство в конце концов уступило. Тем не менее оно сделало все, чтобы ограничить деятельность тех врачей, которые обращались к традиционному искусству, и углубить пропасть между врачами, обученными по-новому, и приверженцами старой школы. С победой компартии в 1949 году был положен конец смуте и гражданской войне. Первая Всекитайская конференция по вопросам гигиены, состоявшаяся в 1950 году, установила новый порядок в области медицины, при котором за основу принималось традиционное искусство врачевания, рассматриваемое через призму современной научной методики. Одновременно поощрялось изучение современных методов лечения врачами, обученными традиционному лекарскому искусству.