Физиотерапия древнего китая
Физиотерапия древнего китая Мы уже отмечали, что даосы и буддисты с помощью комплекса таких упражнений преследовали несколько иные цели, что повлекло за собой появление различий в методике, хотя с исторической точки зрения эти различия относятся к более раннему периоду длительной истории китайской медицины. На первоначальном этапе развития физиотерапии внимание уделялось главным образом вопросам, связанным с ее ролью как средства оздоровления и ухода за телом. В III веке нашей эры, как мы уже отмечали выше, известный врач Хуа То многое сделал для развития физической культуры. Изучая двигательную систему различных животных, он разработал упражнения (у-чин-ши), основанные на копировании движений тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Общефизические и общеукрепляющие упражнения также с самого начала оказались незаменимыми для целей самообороны. Таким образом, вид физических упражнений с военным уклоном развивался бок о бок с собственно физиотерапевтическим комплексом. Школы даосского направления в дальнейшем сосредотачивали усилия на достижении внутреннего совершенствования (нэй-гун), но в то же время они обучали и «внешним» упражнениям (дао-инь) «для того, чтобы выйти за пределы физического тела, возвыситься над его границами и заставить природу подчиниться своей воле». Буддисты, наоборот, главное внимание уделяли достижению физической крепости тела. Бодхидхарма, известный буддистский монах индийского происхождения (VI век нашей эры), предложил восемнадцать таких гимнастических упражнений для монахов. Полководец Юэ Фэй собственноручно разработал восемь различных упражнений для своих солдат, чтобы они применяли их для защиты и нападения. Таким образом, искусство рукопашного боя (цюань-шу) послужило основой для системы гимнастики. Но оно не было похожим на бокс, который был распространен на Западе, хотя эти упражнения и основывались, о чем будет сказано ниже, на приемах нападения и защиты. Однако тот, кто выполняет упражнения, защищает себя в трансцендентальном смысле и «боксирует с противником в лице болезни». Искусство рукопашного боя восходит к двум основным школам, называющимся шаолинь и тайцзи. Название первой из них обязано своим происхождением монастырю Шаолинь в провинции Хэнань, где монахи усовершенствовали эти упражнения и создали из них систему, которая в окончательном виде состояла из 173 последовательностей движений. Поскольку упражнения шаолиньской школы не имеют прямого отношения к терапии, мы не будем рассматривать их более подробно; скажем только, что они нашли определенное отражение в японском каратэ. Упражнения, которые важны с терапевтической точки зрения, берут начало в школе тай-цзи. Понятие тай-цзи очень древнее и означает нечто абсолютное, стоящее надо всем прочим. Эта концепция абсолютного проявляется в виде энергий инь и ян. Согласно некоторым источникам, родоначальником этой философской школы был Чжан Саньфэн (X век нашей эры), который добивался полного подчинения себе физического тела, сочетая состояние внутреннего покоя с динамичными упражнениями, выполняемыми медленно, свободно и требующими гибкости. Достижение физического и физиологического равновесия дает возможность отразить «любое посягательство на здоровье». Упражнения тай-цзи-цюань, то есть достижение равновесия между инь и ян, не то же самое, что различные виды монгольской борьбы или упражнений тибетской и индийской хатха-йоги. Термин «абсолютный рукопашный бой», таким образом, подразумевает, что разум человека, его органы чувств и внутренние органы находятся в гармонии с его конечностями и что все части тела должны быть в состоянии постоянного равновесия. Чтобы добиться такого состояния, необходимо выполнять медленные, всегда скоординированные, естественные и спокойные движения при естественном же способе дыхания. Выполняющий эти упражнения представляет свое тело таким, как будто его кости состоят из набора маленьких цилиндров, соединенных друг с другом подвижными сочленениями, и все это поддерживается позвоночным столбом. Цель состоит в создании состояния стабильности и равновесия для этого множества маленьких цилиндров, так чтобы не нарушалась их упорядоченность, когда человек двигается или качнется, теряя равновесие.