Будда - кто он такой
будда (buddha) – в переводе с древнего языка «санскрит» это слово буквально означает «просветленный». будда – обобщенное название просветленных учителей индии и Тибета. Отдельно Буддой называют молодого принца из племени шакьев по имени Сиддхартха Гаутама, живущего в шестом-пятом веке до нашей эры. именно этот будда является основателем религии буддизм, и основоположником учения о том, как достичь нирваны, прервав колесо перерождений Сансара. Этот будда больше известен под именем Шакьямуни. Сиддхартха был сыном царя из племени шакья, и стал отшельником – шакьямуни означает «отшельник от шакья».
Родился Сидхартха Гаутама в богатой царской семье, и с младых лет познал все прелести роскошной жизни. Отец Сиддхартхи – Шуддходана – был правителем маленькой страны возле реки Рохини, располагающейся возле южных предгорий Гималаев, в тех местах и родился маленький будда. Мать его – Махамайя, долго, около 20 лет, не могла зачать ребенка. и однажды ей приснился сон: большой белый слон проник в ее правый бок, и в то же время царица наконец забеременила. Рождения малыша с нетерпением ждали и отец и весь народ маленького государства. Рожать царица Махамайя по традиции отправилась в свой родительский дом. По дороге начались схватки, и будущий будда родился на свет в небольшом городке Лумбини.
Через неделю после рождения сына, Махамайя умерла, и маленький будда воспитывался ее сестрой, своей теткой – Махапраджапати. Вскоре после рождения Сиддхартхи, отец отнес его к монаху-отшельнику, и тот прочел на его теле 32 великих признака, и восемьдесят малых признаков того, что мальчику предстоит великая судьба. Он мог бы стать великим правителем множества государств, либо выбрать отшельнический путь и принести миру спасение от страданий. Отец Сиддхартхи не хотел, чтобы его сын стал будда – отшельником, возжелав его судьбы как правителя. Поэтому он решил дать сыну все прелести и роскошь царской жизни, тем самым отвлечь его от философских рассуждний.
Будущий будда ни в чем не имел нужды, все его желания исполнялись, и он наслаждался праздной жизнью, полной удовольствий и потех. Рано женившись, в девятнадцать лет, по велению отца на Ясодхаре, Сидхартха, казалось, имел все, что нужно для счастья. У него вскоре родился сын, которому будущий будда дал имя Рахула.
У Сиддхартхи было три дворца, множество слуг прислуживали ему, музыканты услаждали его слух, и не было причин у него для печали. Однако, однажды, когда будущий будда прогуливался по городу, ему встретился дряхлый старик, затем человек, измученный болезнью, мертвец и странствующий монах. Это были четыре знамения, определившие его дальнейшую судьбу. У молодого человека, искушенного роскошью, открылись глаза на жизнь. Он понял, что, как бы не была прекрасна молодость, он не может быть защищенным от старости, болезни и смерти. и лишь облик странствующего монаха дал будде мысль о том, что может спасти от страданий – путь Духа, познания истины.
В 29 лет Сиддхартха покинул свой отчий дом и отправился в странствия в поисках духовного спасения. Он не знал, что этими четырьмя знамениями были боги, принявшие облик старца, больного, мертвеца и монаха, чтобы сподвигнуть его на путь просветления.
будда обрезал себе волосы в знак ухода от мирской жизни, отречения от прошлой роскошной жизни, и стал искать духовных учителей. Первым его учителем был Арада-Калама. Это был монах-отшельник, у которого было около 300 учеников. Арада-Калама проводил обучение специальной медитации «Сфера Ничто», которая позволяла входить в состояние глубокого созерцания. будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) обучился у Арада-Каламы этой медитации и понял, что это еще не то просветление, которого он хочет достигнуть. и будда отправился в своем странствии дальше. Придя в Центральную индию, Шакьямуни встретил Удрака Рамапутру. У этого монаха было уже 700 учеников, и обучал он медитации «Сфера Ни сознания, ни не-сознания». будда Шакьямуни быстро освоил и эту методику, и, погрузившись в эту медитацию, понял, что это тоже не совсем глубокое и полное просветление, и к Нирване оно не ведет. Шакьямуни отправился в своих странствиях дальше, а пять учеников Удраки пошли вслед за ним, т. к. увидели в нем просветителя и глубокого мастера. В поисках просветления будда и его пять последователей подвергли себя глубочайшей аскезе. Он ел в день не более нескольких зернышек пшеницы, и за шесть лет аскезы очень ослаб, но так и не досгит просветления. Решив, что для дальнейшей духовной работы ему нужно поправить силы, будда начал вновь питаться более насыщено. Ученики решили, что он духовно пал, и отреклись от него.
Твердо решив достичь просветления и осознать путь спасения от страданий, будда сел под священное дерево Бодхи (ficus religiosa). 49 дней провел будда в медитации под деревом Бодхи. Мара – темные силы в индусской мифологии – старались отвлечь его разум, подсылая ужасные видения демонов, обольщали страстными красавицами, и наконец пытались воззвать к его гордыни, но все попытки мара были безуспешны. будда сохранял спокойствие и сосредоточение, и в этой глубокой медитации он, наконец, достиг желаемого просветления. В прозрении будда вспомнил все свои предыдущие воплощения, осознал, что жизнь есть колесо страданий, из которого можно выйти. будда понял, что он сам уже достиг Освобождения, а в этот мир пришел только из сострадания к живым существам, чтобы помочь им также преодолеть сансару. будда в возрасте 35 лет, открыл людям первые постулаты своего учения в проповеди. Он показал Срединный Путь избавления от страданий, лежащий между крайним наслаждением и сильным самоистязанием. После этого Просветления, Шакьямуни стал Буддой, и начал проповедовать свое учение. Те пять отрекшихся учеников вновь вернулись к нему.
будда стал странствовать по стране, и везде проповедовать свое учение о Четырех Благородных истинах и Восьмеричном Святом Пути.
45 лет проповедовал будда свое учение, и умер в возрасте 80 лет.
Родился Сидхартха Гаутама в богатой царской семье, и с младых лет познал все прелести роскошной жизни. Отец Сиддхартхи – Шуддходана – был правителем маленькой страны возле реки Рохини, располагающейся возле южных предгорий Гималаев, в тех местах и родился маленький будда. Мать его – Махамайя, долго, около 20 лет, не могла зачать ребенка. и однажды ей приснился сон: большой белый слон проник в ее правый бок, и в то же время царица наконец забеременила. Рождения малыша с нетерпением ждали и отец и весь народ маленького государства. Рожать царица Махамайя по традиции отправилась в свой родительский дом. По дороге начались схватки, и будущий будда родился на свет в небольшом городке Лумбини.
Через неделю после рождения сына, Махамайя умерла, и маленький будда воспитывался ее сестрой, своей теткой – Махапраджапати. Вскоре после рождения Сиддхартхи, отец отнес его к монаху-отшельнику, и тот прочел на его теле 32 великих признака, и восемьдесят малых признаков того, что мальчику предстоит великая судьба. Он мог бы стать великим правителем множества государств, либо выбрать отшельнический путь и принести миру спасение от страданий. Отец Сиддхартхи не хотел, чтобы его сын стал будда – отшельником, возжелав его судьбы как правителя. Поэтому он решил дать сыну все прелести и роскошь царской жизни, тем самым отвлечь его от философских рассуждний.
Будущий будда ни в чем не имел нужды, все его желания исполнялись, и он наслаждался праздной жизнью, полной удовольствий и потех. Рано женившись, в девятнадцать лет, по велению отца на Ясодхаре, Сидхартха, казалось, имел все, что нужно для счастья. У него вскоре родился сын, которому будущий будда дал имя Рахула.
У Сиддхартхи было три дворца, множество слуг прислуживали ему, музыканты услаждали его слух, и не было причин у него для печали. Однако, однажды, когда будущий будда прогуливался по городу, ему встретился дряхлый старик, затем человек, измученный болезнью, мертвец и странствующий монах. Это были четыре знамения, определившие его дальнейшую судьбу. У молодого человека, искушенного роскошью, открылись глаза на жизнь. Он понял, что, как бы не была прекрасна молодость, он не может быть защищенным от старости, болезни и смерти. и лишь облик странствующего монаха дал будде мысль о том, что может спасти от страданий – путь Духа, познания истины.
В 29 лет Сиддхартха покинул свой отчий дом и отправился в странствия в поисках духовного спасения. Он не знал, что этими четырьмя знамениями были боги, принявшие облик старца, больного, мертвеца и монаха, чтобы сподвигнуть его на путь просветления.
будда обрезал себе волосы в знак ухода от мирской жизни, отречения от прошлой роскошной жизни, и стал искать духовных учителей. Первым его учителем был Арада-Калама. Это был монах-отшельник, у которого было около 300 учеников. Арада-Калама проводил обучение специальной медитации «Сфера Ничто», которая позволяла входить в состояние глубокого созерцания. будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) обучился у Арада-Каламы этой медитации и понял, что это еще не то просветление, которого он хочет достигнуть. и будда отправился в своем странствии дальше. Придя в Центральную индию, Шакьямуни встретил Удрака Рамапутру. У этого монаха было уже 700 учеников, и обучал он медитации «Сфера Ни сознания, ни не-сознания». будда Шакьямуни быстро освоил и эту методику, и, погрузившись в эту медитацию, понял, что это тоже не совсем глубокое и полное просветление, и к Нирване оно не ведет. Шакьямуни отправился в своих странствиях дальше, а пять учеников Удраки пошли вслед за ним, т. к. увидели в нем просветителя и глубокого мастера. В поисках просветления будда и его пять последователей подвергли себя глубочайшей аскезе. Он ел в день не более нескольких зернышек пшеницы, и за шесть лет аскезы очень ослаб, но так и не досгит просветления. Решив, что для дальнейшей духовной работы ему нужно поправить силы, будда начал вновь питаться более насыщено. Ученики решили, что он духовно пал, и отреклись от него.
Твердо решив достичь просветления и осознать путь спасения от страданий, будда сел под священное дерево Бодхи (ficus religiosa). 49 дней провел будда в медитации под деревом Бодхи. Мара – темные силы в индусской мифологии – старались отвлечь его разум, подсылая ужасные видения демонов, обольщали страстными красавицами, и наконец пытались воззвать к его гордыни, но все попытки мара были безуспешны. будда сохранял спокойствие и сосредоточение, и в этой глубокой медитации он, наконец, достиг желаемого просветления. В прозрении будда вспомнил все свои предыдущие воплощения, осознал, что жизнь есть колесо страданий, из которого можно выйти. будда понял, что он сам уже достиг Освобождения, а в этот мир пришел только из сострадания к живым существам, чтобы помочь им также преодолеть сансару. будда в возрасте 35 лет, открыл людям первые постулаты своего учения в проповеди. Он показал Срединный Путь избавления от страданий, лежащий между крайним наслаждением и сильным самоистязанием. После этого Просветления, Шакьямуни стал Буддой, и начал проповедовать свое учение. Те пять отрекшихся учеников вновь вернулись к нему.
будда стал странствовать по стране, и везде проповедовать свое учение о Четырех Благородных истинах и Восьмеричном Святом Пути.
45 лет проповедовал будда свое учение, и умер в возрасте 80 лет.